Историю желательно пощупать руками, запоминается навсегда.
Плюсы и минусы. Начну со второго, то есть с того, что я потерял, увлёкшись металлопоиском. Да пустяки. Я перестал ходить на рыбалку, совсем перестал. А ведь рыбачил с детства. С удочки, очень нравилась зимняя ловля, в 90-х перешел на спиннинг и постоянно бродил по берегам реки Протва. И вот как получилось - все последние 10 лет спиннинг пылится в деревне в углу, ни разу в руки не взял. Как-то сам того не желая осознал, что мне это не то что не надо, а даже крайне неприятно – лишать жизни живое существо ради развлечения. Кто ловил - тот знает, насколько красива щука в своей стихии…Леска 0.5, блесна под 40 грамм, проводка, удар – и у животного практически нет шансов, и вот щука уже выброшена на берег и всё закончилось, имеем тушку, как в магазине.
Во времена СССР я полагал, что став пенсионером, рыбалка станет моим основным занятием и развлечением. Сейчас молодёжи это представить трудно, а тогда это было вполне реально, жить на пенсию.
Я очень, очень сильно ошибся. Выйдя на пенсию, я, во-первых, не перестал работать, а во-вторых, появилось хобби, которое невозможно было представить во времена молодости.
Плюс 1. Итак, я приобрёл новое хобби, сменив рыбную ловлю на поиск с помощью МД всего того, что накопилось в земле за тысячи лет жизни человека. Но хобби это нельзя описать просто как процесс поиска артефактов. В моем понимании это нечто другое. Поясню на аналогиях, так мне легче объяснить суть того, что хотелось бы сказать.
Есть научные дисциплины и сферы деятельности, которые нельзя постичь в теории. То есть прочитать, запомнить можно, но на практике применить практически невозможно. Я по образованию биолог-зоолог и могу уверенно утверждать, что, например, Большой практикум по зоологии беспозвоночных, коих, то есть беспозвоночных, несметное количество видов, студенту немыслимо осилить, только читая текст и рассматривая картинки. Более или менее освоить можно только, так сказать, органолептически, собственными руками на протяжении нескольких лет вскрывая разную живность, делая препараты и изучая всё это под бинокуляром и микроскопом. Иными словами, чтобы хорошо запомнить и познать что-то, надо это что-то как следует подержать и повертеть в руках. Можно привести в качестве примера и медицину: только по учебникам врачом не станешь.
Плюс 2. Историю желательно пощупать руками, запоминается навсегда. Изучение истории, на мой взгляд, из той же «оперы». В молодости я проработал долгие годы в Институте биофизики и с коллегами по работе мы на протяжении этак лет 10 каждое лето значительную часть отпуска проводили на Волжских озёрах, где жили в палатках, рыбачили, в общем - отдыхали. Также, так как по берегам достаточно много неолитических стоянок, размытых и интереса для науки не представляющих, то с огромным удовольствием собирали артефакты из кремния (т.н. «подъёмку») - тесла, скребки, наконечники стрел и дротиков и прочие изделия неолита и энеолита. Частенько в эти годы мы ездили и на археологические раскопки. Дочь нашего завлаба как профессиональный археолог все лето проводила в «поле», ведя в эти годы раскопки неолитических стоянок, и мы этим «пользовались», работая в её экспедициях чернорабочими, приобретая навыки полевых исследований и знания. Для нас это также был своеобразный отдых. Убеждён, что для того, кто в руках не держал орудия из кремния и не знающий, как их изготавливали, найденный на берегу кремнёвый скребок будет просто камнем. Наверное, найдя большой наконечник копья листовидной формы с красивой ретушью по всей поверхности, многие догадаются, что именно они нашли. Но вот наконечник так называемого свидерского типа подавляющим числом людей будет восприниматься как осколок кремния кривоватой формы, это надо видеть. А подержать в руках артефакт – это нерешаемая проблема для большинства. Конечно, кто-то скажет, есть музеи, там все можно посмотреть. Посмотреть можно, зачастую издали, а вот потрогать нельзя. Я понимаю, что в принципе это правильно, музейный экспонат есть артефакт неприкасаемый в целях сохранности его. Когда у меня подросли внуки, то первый музей, в который мы с женой их повели, был Дарвиновский музей. Детям очень там нравилось, но обилие всякой всячины их быстро утомляло, а потому мы ходили каждый раз ненадолго, но часто. В один из походов мы «изучали» экспозицию, посвящённую эволюции человека. Дети есть дети и объяснять дошкольникам, что представленные на стендах схемы нашего происхождения весьма условны, а тем более говорить, что есть и альтернативные точки зрения, я не стал. А вот увидев в экспозиции каменные орудия труда, а среди них некрасивый, тёмный, запылённый и к тому же сломанный наконечник дротика, я был шокирован – неужели в запасниках не нашлось артефакта красивее и изящнее, дабы глаз детишкам радовал. И позже показал внукам свою маленькую домашнюю коллекцию. Они с восторгом крутили в ручонках артефакты, я объяснил им, как древние люди это делали (есть в мире лаборатории первобытной техники и соответствующая литература), и теперь я уверен, что они, найдя на берегу какого-либо водоёма кусочек кремния, не перепутают простой камешек со скребком эпохи неолита.
С появлением металлодетекторов возможностей попробовать историю что называется «на зуб» существенно прибавилось. Любой найденный артефакт требует атрибуции или определения, будь то монета, нательный крестик, иконка, оберег, элемент поясного набора или конской упряжи, привеска-амулет, перстень, браслет, пуговица и т.д. Я даже не подозревал, сколько всякой всячины буквально валяется под ногами в полях и лесах, сколько книг придётся купить, скачать в интернете и их прочесть, сколько информации можно почерпнуть о прошлом на специализированных сайтах. Те же монеты, например. Всё относительно просто, когда речь идёт об имперских монетах начиная с правления Петра Великого. А вот что было до него? Немногие оказывается знают, что из себя представляют древнерусские монеты да и саму монетную систему древней Руси. Не ведают также, какие украшения носили славяне в те времена, как одевались, чем питались, какие орудия труда пользовали. Я прекрасно понимаю, что отсутствие системного исторического образования большой минус, но я абсолютно уверен в том, что всё, что я узнал за последние годы о прошлом – большой плюс для меня лично, моих друзей, моих детей и внуков, с которыми я делюсь своими скромными, дилетантскими с точки зрения профессионала, знаниями.
Плюс 3. Поиск артефактов не терпит суеты. Время в таких прогулках летит стремительно, мысли о доме, родных, работе – всё временно как-бы блокируется и не выходит на уровень сознания, мозг отдыхает…..работают только слух и зрение, сканируя звук и поверхность. Если честно – предпочитаю прогулки в одиночестве. За годы поездок познакомился в полях с множеством коллег, людьми самого разного возраста и профессий. Абсолютное большинство – очень хорошие люди. С некоторыми сложились дружеские отношения и время от времени мы, если совпадают графики личные, ездим вместе. Периодически организуем дружеские посиделки, обычно по окончании и в начале «сезона». На самом деле круг общения гораздо шире за счет виртуальных контактов на специализированных форумах