Solomon88
Advanced Member
- Регистрация
- 21 Окт 2010
- Сообщения
- 1,459
- Реакции
- 6,812
Знание процесса и приемов монетной чеканки облегчает нумизмату элементарное определение монет (по форме и внешним признакам сравнительно легко определить примерное время и территорию, где выпущена монета), установление их подлинности. Развитие методов нумизматического исследования невозможно без знания техники монетной чеканки.
Техника чеканки монет в античности имеет много общего с ручной чеканкой европейского средневековья, на которой мы достаточно подробно остановимся ниже. Основные характерные черты античной чеканки можно свести к следующему.
1) Ряд крупных медных монет античности изготовлялся с помощью литья. Это монеты Ольвии VI—IV вв. до н. э., древнеримские ассы, а также некоторые монеты Римской империи III в. н. э. Они обычно изготавливались в групповых литейных формах и нередко имеют следы литиков — остатков металла, застывшего в соединительных канальцах формы. В античном монетном деле техника литья не имела такого распространения и длительного применения, как, например, в Китае, но все же играла большую роль, чем в средневековой Европе, где литыми были немногие монеты чрезвычайных обстоятельств и фальшивые монеты.
2) Монетные кружки античных монет все были литыми. Это были слитки овальной, бобовидной, а иногда шаровидной (в Сицилии) формы. Этим определяется значительная толщина античных монет.
3) В архаический период истории Греции чеканка в значительном числе случаев производилась лишь с помощью одного штемпеля — нижнего, укрепленного в наковаленке. Чтобы удержать слиточек на нижнем штемпеле, он, слиточек, прижимался металлическим стержнем с шипами или несколькими металлическими стержнями, по нему или по ним и производился удар молотом, т. е. чеканка. Поэтому древнейшие греческие монеты имеют изображение лишь с одной стороны, а с другой — только следы стержня или стержней. Эти следы часто имели прямоугольную форму и получили название quadratum incusum. Квадратум инкузум долгое время сохраняется на афинских тетрадрахмах V—IV вв. до н. э., что обычно объясняется стремлением афинян сохранить прежний, привычный вид монет, к указанному времени завоевавших особое положение в торговле Греции.
Монеты городов Великой Греции (Южной Италии) около 550—475 гг. до н. э. имеют примечательную особенность: при обычном изображении на л. с. эти монеты на о. с. имеют, как правило, такое же, но вогнутое, вдавленное изображение. Это — nummi incusi. Архаические монеты некоторых городов Этрурии (особенно Популония) одну сторону имеют совершенно гладкую. Возможно, обе последние разновидности родственны монетам, имеющим квадратум инкузум: в одном случае кружок прижимался к наковальне стержнем с выпуклым изображением (часто упрощенного рисунка), в какой-то мере заменявшим шипы, в другом — вероятно, довольно широким плоским стержнем, имевшим углубление по диаметру большее, чем размер монеты.
Техника монетной чеканки нашла отражение в изображениях на античных нумизматических памятниках. На римском денарии с именем монетария Тита Каризия (45 г. до н. э.) представлены наковальня — нижний штемпель, молоток и щипцы, которыми подавались и придерживались перед чеканкой разогретые монетные кружки-слиточки. На медной монете города Пестум (Поседония) и на одной из римских бронзовых тессер можно видеть сам процесс монетной чеканки.
Вероятно, чтобы внушить доверие к качеству монет, которые нередко были субэратными (с медным или железным ядром), некоторые из римских республиканских денариев с середины II в. до н. э., некоторые монеты Карфагена и Сирии (также II в. до н. э.) получают зубчатый гурт (nummi serrati, или nummi dentati, т. е. «зубчатые монеты»).
Следует остановиться еще на одной особой форме монет, обусловленной какими-то техническими приемами, еще не объясненными исследователями. Имеются в виду скифатные монеты (nummi scyphati), вогнутые с одной стороны и имеющие форму мисочки. Термин скифатный для таких монет стал использоваться в нумизматической литературе (прежде всего английской) только со второй половины XIX в. До этого времени для вогнутых монет использовали термин concavus (лат.), concave (англ. и фр.) или ScMsselfdrmig (нем. — «блюдечкообразный»), хотя термин скифатный засвидетельствован источниками уже в 1024 г. Он применялся в Южной Италии и, по мнению известного английского нумизмата Ф. Грирсона, имеет арабское происхождение. Термин применялся для отличия более тяжелой монеты от более легкой . В Византии, с которой связана чеканка скифатных монет, имелся для вогнутых монет свой термин — трахея. Этот термин был прежде всего связан с появлением золотых монет-гистамен (стамен), сменивших византийский солид при Никифоре II (963—969), принявших при Алексее I (1081—1118) вогнутую форму. Имелись трахеи аспрон, т. е. «белые вогнутые монеты». Из электра это были 1/3 гиперпера (сменившего в 1092 г. гистамену), а из биллона первоначально 1/48 гиперпера. Скифатные монеты чеканились с середины XI до XIV в. и могли быть золотыми, серебряными и бронзовыми. После падения Византии чеканка скифатных монет продолжалась в государствах-наследниках Византии — Никее, Салониках, Эпире.
Техника европейской монетной чеканки с XVI в. достаточно хорошо изучена — в руках исследователей было для этого достаточно разнородных источников.Расплавленное серебро выливалось в канаву в земле или специальные глиняные формы. Полученный слиток носил название цан.
Изготовление монетных пластинок начиналось с расковки цанов молотками, чтобы сделать их более тонкими. Уже в XIV в. на Рейне для получения пластинок нужной толщины начал применяться плющильный стан. Более широкое распространение он получил в XVI в. Из раскованного листа изготовлялись монетные пластинки. С помощью ножниц сначала вырезались четырехугольные пластинки, а затем их углы срезались, приготавливался обычный для монеты кружок. Изготовление монетного кружка с помощью ножниц было трудоемким процессом. Потери времени пытались сократить различными способами. Иногда монетная пластинка оставлялась четырехугольной, что в раннем средневековье особенно характерно для скандинавских стран. Именно поэтому монеты на четырехугольной пластинке получили название клипп от шведского глагола klippa — «резать ножницами».
На территории Южной Германии и Австрии в XII —XIV вв. при изготовлении монетных пластинок применялся другой способ придания им удобной округлой формы — углы округлялись с помощью ударов молотом. Следы этих ударов хорошо заметны на монетах и получили название Vierschlag (Quadratum supercusum). Благодаря этому способу, применявшемуся в Меце в X в., а в Базеле — с середины XI в. и распространенному в Южной Германии в XII в., не только притуплялись углы монетной пластинки, но и уменьшались потери.
Техника русской ручной чеканки XIV—XVII вв. мало чем отличалась от такой техники других европейских стран. Основное отличие было в ином способе изготовления монетной пластины. На Руси проволоку резали на определенного размера кусочки, которые в результате расплющивания превращались в небольшие овальные монетные пластинки, что и определяло отличный от западноевропейских монет внешний вид русских денег.
Для авторской статьи указывайте источник и приводите её полностью, а не только начальный фрагмент.
Статья приведена из: http://www.za-babki.ru/articles.php?article_id=78
Техника чеканки монет в античности имеет много общего с ручной чеканкой европейского средневековья, на которой мы достаточно подробно остановимся ниже. Основные характерные черты античной чеканки можно свести к следующему.
1) Ряд крупных медных монет античности изготовлялся с помощью литья. Это монеты Ольвии VI—IV вв. до н. э., древнеримские ассы, а также некоторые монеты Римской империи III в. н. э. Они обычно изготавливались в групповых литейных формах и нередко имеют следы литиков — остатков металла, застывшего в соединительных канальцах формы. В античном монетном деле техника литья не имела такого распространения и длительного применения, как, например, в Китае, но все же играла большую роль, чем в средневековой Европе, где литыми были немногие монеты чрезвычайных обстоятельств и фальшивые монеты.
2) Монетные кружки античных монет все были литыми. Это были слитки овальной, бобовидной, а иногда шаровидной (в Сицилии) формы. Этим определяется значительная толщина античных монет.
3) В архаический период истории Греции чеканка в значительном числе случаев производилась лишь с помощью одного штемпеля — нижнего, укрепленного в наковаленке. Чтобы удержать слиточек на нижнем штемпеле, он, слиточек, прижимался металлическим стержнем с шипами или несколькими металлическими стержнями, по нему или по ним и производился удар молотом, т. е. чеканка. Поэтому древнейшие греческие монеты имеют изображение лишь с одной стороны, а с другой — только следы стержня или стержней. Эти следы часто имели прямоугольную форму и получили название quadratum incusum. Квадратум инкузум долгое время сохраняется на афинских тетрадрахмах V—IV вв. до н. э., что обычно объясняется стремлением афинян сохранить прежний, привычный вид монет, к указанному времени завоевавших особое положение в торговле Греции.
Монеты городов Великой Греции (Южной Италии) около 550—475 гг. до н. э. имеют примечательную особенность: при обычном изображении на л. с. эти монеты на о. с. имеют, как правило, такое же, но вогнутое, вдавленное изображение. Это — nummi incusi. Архаические монеты некоторых городов Этрурии (особенно Популония) одну сторону имеют совершенно гладкую. Возможно, обе последние разновидности родственны монетам, имеющим квадратум инкузум: в одном случае кружок прижимался к наковальне стержнем с выпуклым изображением (часто упрощенного рисунка), в какой-то мере заменявшим шипы, в другом — вероятно, довольно широким плоским стержнем, имевшим углубление по диаметру большее, чем размер монеты.
Техника монетной чеканки нашла отражение в изображениях на античных нумизматических памятниках. На римском денарии с именем монетария Тита Каризия (45 г. до н. э.) представлены наковальня — нижний штемпель, молоток и щипцы, которыми подавались и придерживались перед чеканкой разогретые монетные кружки-слиточки. На медной монете города Пестум (Поседония) и на одной из римских бронзовых тессер можно видеть сам процесс монетной чеканки.
Вероятно, чтобы внушить доверие к качеству монет, которые нередко были субэратными (с медным или железным ядром), некоторые из римских республиканских денариев с середины II в. до н. э., некоторые монеты Карфагена и Сирии (также II в. до н. э.) получают зубчатый гурт (nummi serrati, или nummi dentati, т. е. «зубчатые монеты»).
Следует остановиться еще на одной особой форме монет, обусловленной какими-то техническими приемами, еще не объясненными исследователями. Имеются в виду скифатные монеты (nummi scyphati), вогнутые с одной стороны и имеющие форму мисочки. Термин скифатный для таких монет стал использоваться в нумизматической литературе (прежде всего английской) только со второй половины XIX в. До этого времени для вогнутых монет использовали термин concavus (лат.), concave (англ. и фр.) или ScMsselfdrmig (нем. — «блюдечкообразный»), хотя термин скифатный засвидетельствован источниками уже в 1024 г. Он применялся в Южной Италии и, по мнению известного английского нумизмата Ф. Грирсона, имеет арабское происхождение. Термин применялся для отличия более тяжелой монеты от более легкой . В Византии, с которой связана чеканка скифатных монет, имелся для вогнутых монет свой термин — трахея. Этот термин был прежде всего связан с появлением золотых монет-гистамен (стамен), сменивших византийский солид при Никифоре II (963—969), принявших при Алексее I (1081—1118) вогнутую форму. Имелись трахеи аспрон, т. е. «белые вогнутые монеты». Из электра это были 1/3 гиперпера (сменившего в 1092 г. гистамену), а из биллона первоначально 1/48 гиперпера. Скифатные монеты чеканились с середины XI до XIV в. и могли быть золотыми, серебряными и бронзовыми. После падения Византии чеканка скифатных монет продолжалась в государствах-наследниках Византии — Никее, Салониках, Эпире.
Техника европейской монетной чеканки с XVI в. достаточно хорошо изучена — в руках исследователей было для этого достаточно разнородных источников.Расплавленное серебро выливалось в канаву в земле или специальные глиняные формы. Полученный слиток носил название цан.
Изготовление монетных пластинок начиналось с расковки цанов молотками, чтобы сделать их более тонкими. Уже в XIV в. на Рейне для получения пластинок нужной толщины начал применяться плющильный стан. Более широкое распространение он получил в XVI в. Из раскованного листа изготовлялись монетные пластинки. С помощью ножниц сначала вырезались четырехугольные пластинки, а затем их углы срезались, приготавливался обычный для монеты кружок. Изготовление монетного кружка с помощью ножниц было трудоемким процессом. Потери времени пытались сократить различными способами. Иногда монетная пластинка оставлялась четырехугольной, что в раннем средневековье особенно характерно для скандинавских стран. Именно поэтому монеты на четырехугольной пластинке получили название клипп от шведского глагола klippa — «резать ножницами».
На территории Южной Германии и Австрии в XII —XIV вв. при изготовлении монетных пластинок применялся другой способ придания им удобной округлой формы — углы округлялись с помощью ударов молотом. Следы этих ударов хорошо заметны на монетах и получили название Vierschlag (Quadratum supercusum). Благодаря этому способу, применявшемуся в Меце в X в., а в Базеле — с середины XI в. и распространенному в Южной Германии в XII в., не только притуплялись углы монетной пластинки, но и уменьшались потери.
Техника русской ручной чеканки XIV—XVII вв. мало чем отличалась от такой техники других европейских стран. Основное отличие было в ином способе изготовления монетной пластины. На Руси проволоку резали на определенного размера кусочки, которые в результате расплющивания превращались в небольшие овальные монетные пластинки, что и определяло отличный от западноевропейских монет внешний вид русских денег.
Для авторской статьи указывайте источник и приводите её полностью, а не только начальный фрагмент.
Статья приведена из: http://www.za-babki.ru/articles.php?article_id=78
Последнее редактирование модератором: