Укек (Увек) принадлежал Золотой Орде (Улус Джучи), которая насчитывала более чем 120 городов, и располагался на Волжском пути между городами Булгар и Сарай — столицей Орды. В 1334 г. здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Численность населения города, по дошедшим до нас сведениям, составляла около 9—10 тыс. человек.
В пору своего расцвета Укек демонстрировал достигнутый к тому времени уровень городской цивилизации молодого государства мусульманского мира. Жители города использовали все имеющиеся преимущества географического, природного характера, благоприятствовавшие развитию торговли, ремесла. В строительстве города был использован максимум достижений потенциала человеческой мысли, максимум технологий и мастерства специалистов средневекового общества. В центральной части города находились крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В Укеке функционировал водопровод из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.
Особый интерес с точки зрения духовного и социально-политического наследия вызывает уровень установившихся в городе конструктивных общественных, межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений.
Город Укек, являвшийся экономическим, политическим и духовным центром края, располагался на территории, исторически планомерно заселяемой и осваиваемой тюркскими этносами, начиная с гуннов и заканчивая половцами, татарами и башкирами. Население города общалось между собой преимущественно на тюркских языках. Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов, берущих начало с золотоордынских времен: Алтынная гора, Ахмат, Идолга, Караман, Карамыш, Колышлей, Кумысная поляна, Усть-Курдюм, Саратов, Тарлык, Тарханка, Терешка, Увеша, Улеши, Чардым. На территории самой Саратовской области также немало названий рек и населенных пунктов имеют тюркское происхождение: реки Большой и Малый Узень, Иргиз, Каралык, Баланда, города и поселки Балаково, Аркадак, Турки, Малыковка (ныне Вольск), Базарный Карабулак, Балтай, с. Мечетное (ныне Пугачев) и т.д. Наряду с тюркскими, в Укеке использовались финно-угорские и древнерусский языки. Судя по надписям на керамике, бронзовых зеркалах и других изделиях, в Укеке, как и в целом в Золотой Орде, были хорошо известны арабский и персидский языки.
Как известно, еще с VIII в. народы тюркской языковой группы один за другим начали принимать ислам, отдавая ему предпочтение в силу сложившихся религиозных традиций единобожия в форме тенгрианства. Официально на берегах Волги мусульманская религия утвердилась с 922 г. в Поволжском государстве Волжская Булгария, проникнув сюда из Средней Азии вместе с торговцами и купцами. На следующей ветке истории принятие ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в XIV в. стало, пожалуй, ключевым этапом, определившим дальнейшую форму исповедания религии для всех тюркских этносов, проживающих на территории между Уралом и Волгой. Город Укек, значительная часть жителей которого к середине XIV в. исповедовала ислам, конечно же, относился к типу восточных городов, присущих мусульманской культуре, с мечетями, медресе, общественными банями, караван-сараями и ремесленными мастерскими. И это несмотря на наличие здесь, впрочем, как и в других золотоордынских городах, кварталов жителей русской и армянской национальностей, исповедовавших христианство, а также последователей шаманизма, которого придерживалась монгольская верхушка.
Объединение усилий и стремлений полиэтнического Укека в повышении благосостояния горожан достигло своего апогея в годы утверждения и распространения норм ислама в рамках института золотоордынского, условно — татарского, государства в первой половине XIV века. Вплоть до 70-х гг. этого века в Укеке чеканилась собственная монета, что свидетельствовало о важном политическом значении города. Укек в определенное время являлся северной столицей, или резиденцией ханов, до перенесения ее в г. Наровчат (Мокша) (располагался на территории современной Пензенской области), где хан Узбек в 1312 г. официально объявил о принятии государством ислама.
В конце XIV в. города Укека не стало, хотя, согласно мнению некоторых исследователей, в XV веке он продолжал существовать в виде небольшого поселения. Как бы то ни было, располагавшийся на одной территории с Саратовом, близкий к последнему по своим функциональным и символическим характеристикам, Укек продолжает сегодня поражать воображение людей своим масштабом, красотой, благоустройством, своей прекрасной и трагической судьбой!