• Коллеги, по техническим причинам новый адрес нашего Форума https://kubar.SU

Волок или волоки. Кто пробовал проходить?

Ингор

Member
Регистрация
10 Ноя 2009
Сообщения
257
Реакции
480
Между реками существовали в старину волоки. Один из самых известных на Волге - это волок из реки Иловля (приток Дона) в реку Камышинку (приток Волги). Это район Камышина - Петров Вала. К сожалению, сильно застроен. Волок действовал чуть ли не с бронзового века (как сказал один археолог), и до 17 века. Им успешно пользовались казаки. Были и другие волоки - информации в инете по ним вагон.
Вопрос такой - кто пробовал их проходить с МД? Ведь были экспедиции по северным волокам на пути Из варяг в греки. Если не сам, то читал отзывы других копателей.
В общем насколько перспективны походы по волокам...
Кто что думает...

Добавлено через 11 минут 40 секунд
Я сам читал только такую книжку, но она не копателей.
глеб лебедев, юрий жвиташвили
ДРАКОН НЕВО:на пути из варяг в греки
http://sae-spb.narod.ru/dragon-nevo.htm
 
Последнее редактирование:

Samurai Jack

Команда форума
Forum Admin
Регистрация
2 Дек 2008
Сообщения
4,046
Реакции
13,328
Вот этот локализовал довольно точно:
"Речка Сходня, как и многие другие реки Москвы и ее окрестностей, в древности была полноводнее, по ней ходили небольшие суда наших предков. Да и течение ее было быстрым: известный иноземный путешественник и автор подробного описания древней Москвы XVII века Адам Олеарий упомянул в своей книге и Сходню — при переправе через эту многоводную и быструю — в те времена! — речку он чуть было не лишился жизни, едва не утонул. Старинное название реки — Всходня. В IX—XII веках из Москвы-реки поднимались вверх по течению, «всходили», как тогда говорили. Этот левый приток Москвы-реки был в старину частью удобного водного пути из Москвы во Владимиро-Суздальское княжество. В районе современных поселка Новоподрезково и села Черкизова действовал волок длиной более пяти километров. Здесь суда с реки Всходни ставили на катки и перетаскивали, волокли на Клязьму, а потом плыли далее — к Оке и Волге. Историк Москвы И. Е. Забелин писал в 1905 году: «Этот переволок в действительности существовал вверх по реке Всходне, несомненно так прозванной по путевому восхождению по ней в долину Клязьмы, и притом... почти к самой вершине этой реки». И. Е. Забелин к тому же полагал, что в те далекие века Всходней именовалась не сама река, а особая местность, которая лежала выше по реке Москве. По версии историка, Сходня (Всходня), скорее всего, носила наименование Горедва: «...Вверху теперешней Всходни в нее впадает река этого имени более значительным потоком, чем верховье самой Всходни». "
Ходил полдня и нихрена.
 

TimNord

Advanced Member
Регистрация
5 Май 2009
Сообщения
1,848
Реакции
7,010
В наших краях существовал волок, соединяющий реки Обь и Енисей(!), вроде бы его локализовали, на месте волокуш найдены старые стволы лиственниц до 1 м в диаметре, с МД там никто не ходил. По старинному описанию, там было поселение "бурлаков", которые за плату перетаскивали корабли посуху. Добраться туда можно или на вертолете, или много дней по реке...
 

VoRoN

Advanced Member
Регистрация
28 Май 2009
Сообщения
746
Реакции
3,378
Когда служил срочную,в Архангельской обл,то бывал на просеке по которой Пётр 1
тащил свои корабли.Там до сих пор сохранились остатки брёвен со следами канатов.
Раньше не задумывался,а теперь вот интересно,можно ли там что либо найти?
 

Гаврюша

Advanced Member
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
877
Реакции
4,721
Архангельской обл,то бывал на просеке по которой Пётр 1
тащил свои корабли.Там до сих пор сохранились остатки брёвен со следами канатов.
Раньше не задумывался,а теперь вот интересно,можно ли там что либо найти?
Думаю что преобладать будут запчасти,пивные банки и пробки по этому волоку не раз проходили трофи 4х4
 

Джонс

Исследователь
Команда форума
Super Moderator
Регистрация
30 Дек 2008
Сообщения
12,825
Реакции
53,042
В наших краях существовал волок, соединяющий реки Обь и Енисей(!),
Те волоки и волоки средней полосы России принципиально разные.

В средней полосе конец волока- это:
1. Место ставки представителя администрации для сбора податей с проходящих судов.
2.Застава для получения информации о подходе врагов и защиты от нападения.
3.Чрезвычайно уязвимое место любого перехода по рекам: судам никуда не деться, легко организовать засаду и застать людей врасплох.
4.Зачастую приграничная территория удельных княжеств. То есть место постоянных конфликтов.
5.На концевых точках проходных волоков довольно-таки часто были при поселениях ярмарки и торжища.

Другое дело, что во многих местах бывших концевых точек волоков стоят современные разросшиеся населенные пункты...
 

VoRoN

Advanced Member
Регистрация
28 Май 2009
Сообщения
746
Реакции
3,378
Думаю что преобладать будут запчасти,пивные банки и пробки по этому волоку не раз проходили трофи 4х4
Ну в этом я сомневаюсь.Где был я то туда слишком то и не проедешь,
закрытая зона была,космодром Плесецк.Пока туда с части ехали то пару кпп проезжали,с проверкой документов.
А может где и есть свободные для доступа участки этой просеки,
утверждать не буду что всё под запретом было.
Как сейчас там обстоят дела тем более не знаю,всё таки 17 лет прошло.
 

Помор

Advanced Member
Регистрация
31 Мар 2009
Сообщения
494
Реакции
4,865
Насколько мне известно, достоверное место прохождения т.н. "государевой дороги" неизвестно. Ее предположительный маршрут не проходил по Плесецкому району.
Дорога предназначалась для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Однако, архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по «Осударевой дороге» не подтверждают.
Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Строил дорогу сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, в помощь которому были согнаны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Дорога была построена в короткие сроки в течение июля-августа 1702 года.
В ходе Северной войны «Государева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. Так, в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса армейская группа Петра I начала выдвижение по Осударевой дороге и уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере для дальнейшей перебороски на 85 судах М. И. Щепотева в Ладогу. 26 сентября армейская группа начала штурм шведской крепости Нотебурга, и к 11 октября успешно овладела ею.
В XIX веке дорога была заброшена. В 1933 году по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.
(инфа из викпедии)
То, что вы видели, вероятно была обычная лежневка.
 

VoRoN

Advanced Member
Регистрация
28 Май 2009
Сообщения
746
Реакции
3,378
То, что вы видели, вероятно была обычная лежневка.
Ну тогда не знаю.Нам проэто офицеры рассказывали.И они же показывали эти остатки брёвен.И просека эта шла ровно,на сколько это было видно. Местность болотистая.
 

edgar406

Newbie
Регистрация
23 Июн 2009
Сообщения
8
Реакции
29
Насколько мне известно, достоверное место прохождения т.н. "государевой дороги" неизвестно. Ее предположительный маршрут не проходил по Плесецкому району.
Дорога предназначалась для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Однако, архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по «Осударевой дороге» не подтверждают.
Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Строил дорогу сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, в помощь которому были согнаны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Дорога была построена в короткие сроки в течение июля-августа 1702 года.
В ходе Северной войны «Государева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. Так, в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса армейская группа Петра I начала выдвижение по Осударевой дороге и уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере для дальнейшей перебороски на 85 судах М. И. Щепотева в Ладогу. 26 сентября армейская группа начала штурм шведской крепости Нотебурга, и к 11 октября успешно овладела ею.
В XIX веке дорога была заброшена. В 1933 году по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.
(инфа из викпедии)
То, что вы видели, вероятно была обычная лежневка.
см - в передаче искатели про это есть отдельная серия
 

fomich1313

Member
Регистрация
9 Мар 2010
Сообщения
194
Реакции
776
Задумался о том:
1. какие суда перетаскивались через волоки
2. с какой осадкой
3. наименьшая глубина водных путей до волока (реки, ручьи, ручейки)
4. проводка судна к волоку (вёсла, шесты, бечева)
5. что надеемся найти

Нигде толком не нашёл описания выше перечисленного--приплыли, перетащили волоками суда и вот они Чёрное или Каспийское моря.

Больше всего интересует ответ на 3 вопрос

P.S. нашёл предположительно два волока-глухомань дикая, и дорог почти нет, так что конкуренции не будет, дело за малым-попасть туда, но когда, вопрос остаётся открытым
 

Tigra

Member
Регистрация
6 Июн 2009
Сообщения
680
Реакции
1,637
Ну тогда не знаю.Нам проэто офицеры рассказывали.И они же показывали эти остатки брёвен.И просека эта шла ровно,на сколько это было видно. Местность болотистая.
Как могут остаться такие бревна да еще с остатками веревки за 300 лет?
Скорее всего это уже остатки времен, когда создавали вашу часть и т.д.
Офицеры, что у вас местными краеведами были?
 

oleg2012

Newbie
Регистрация
31 Мар 2012
Сообщения
43
Реакции
49
а ктонибудь был на дубовской переволоке в волгорадской области
 

Джонс

Исследователь
Команда форума
Super Moderator
Регистрация
30 Дек 2008
Сообщения
12,825
Реакции
53,042

Шурфист

Advanced Member
Регистрация
4 Дек 2013
Сообщения
1,502
Реакции
7,044
см - в передаче искатели про это есть отдельная серия
Уважаемый Помор всё правильно сказал,место нахождения Петровского волока ни кто точно не знает,только район.Да от него и следа не осталось не говоря уже о каких то брёвнах со следами верёвки.Если на полях заброшенных в начале 19 века сосны здоровые стоят уже...Лес..Какие могут остаться следы ещё с Петра 1.А туристы в самом деле ездят по зимнику..:D:D:D У нас местные смеються кто им сказал что это дорога Петра1.А вообще на волоках интерестно проитсь осмотреть сами стоянки.Такое скопление народу,работали.А в передачах много чего говорят.А как оно на самом деле было толком ни кто не знает.После комунистических времён вся земля перевёрнута и реки в другую сторону по развернули и болота по осушили.Следов столько в лесах...
 
Сверху