• Коллеги, по техническим причинам новый адрес нашего Форума https://kubar.SU

Делаем экспозицию своими руками.

maxuss

Advanced Member
Регистрация
4 Янв 2009
Сообщения
1,070
Реакции
4,370
Сегодня у меня руки дошли до оформления очередной партии находок, которые я передаю в церковный музей при воскресной школе.
Я уже много, чего туда передал, но нынешняя экспозиция особая, поскольку она собрана не из предметов, найденных в разных местах, как это было ранее, а из предметов, собранный в определенном историческом месте, в котором я вел раскопки все лето, да и можно еще продолжать.
Я хотел поделиться своей методикой оформления таких экспонатов, поскольку уже не один раз это делаю и возможно, мой опыт кому-то пригодится в создании подобных наглядных пособий по старине.
Итак, приступим, с Богом!
Для изготовления экспозиции нам понадобятся нехитрые инструменты и приспособления: термопистолет, холст, ножницы, клей «Момент» резиновый, карандаш, линейка, кусачки и пассатижи, компьютер с принтером. Пожалуй, все.



В качестве рамы я выбрал достаточно просторную деревянную раму со стеклом, купленную в магазине «Икея» (не сочтите за рекламу!). Я там всегда рамы покупаю, поскольку они отвечают одному важному, для такой задачи, требованию, а именно: они глубокие и легко переиначиваются под нашу нужду. Кроме этого, в них уже есть красивое толстое паспарту с косым краем выреза, что существенно украшает конечный продукт.



А вот те «экспонаты», которые будут размещены. Пока это куча ерунды. Посмотрим, что получится на выхлопе!



1. Разбираем раму. Очень аккуратно, ибо Производитель очень экономит на стекле, делая его из тончайших листов: одно неверное движение и 700 рублей можно выкинуть в помойку!
На задней стенке, выполненной из оргалита, есть четыре уголка. Это замечательно, поскольку если стенку перевернуть наоборот, эти четыре уголка как раз и сделают нужное для нас расстояние между задней стенкой и стеклом для размещения экспонатов, даже мудрить не придется! Если таких уголков нет, то надо вставить между стеклом и стенкой несколько равных по высоте брусков.



2. Берем кусок холста такого размера, чтобы он заходил за пределы паспарту. Необходимо его отгладить. Я взял холст, но вы можете использовать и другие основы, например, фактурную бумагу. Для темных предметов лучше взять светлый цвет, и наоборот.



3. Теперь аккуратно, открыв все окна, намазываем моментом и заднюю стенку и холст. Вонь страшная, но что делать?! Даем высохнуть и тому, и другому, а потом, натягиваем холст по одной стороне и приклеиваем край. Затем натягиваем противоположный конец и аккуратно растягиваем холст по всей поверхности, чтобы строчки плетения были параллельны. Это важно, иначе косые строчки будут портить общее впечатление, и мешать вам размещать экспонаты аккуратно.







4. После этого начинаем раскладывать экспонаты на холсте, положив на него паспарту. Таким образом, вы получаете прообраз будущей экспозиции. Я разместил предметы по группам, чтобы легко было их воспринимать: религиозные предметы, пуговицы, элементы конской упряжи, военные артефакты и т.п. Нужно сказать особо о насыщенности поля. Мое мнение – не надо гнаться за напихиванием большого числа предметов, поскольку тогда они теснятся и мешают друг другу. Поэтому я отказался от некоторых предметов в пользу большего пространства.



5. Теперь необходимо их закрепить экспонаты. Лучшего средства, чем термоклей, я пока не нашел: все делается быстро и легко. Надо соблюдать аккуратность и приклеивать экспонаты точно на те места, которые вы изначально наметили. Для разметки можете воспользоваться линейкой, я все делал на глаз, благо глазомер хороший.


6. Поскольку компания разношерстная, я решил сделать аннотацию для каждого экспоната. Но места для подписи под каждым предметом маловато. Сделаем номера, а сами аннотации разместим на двух вертикальных плашках, расположенных на паспарту.
На обычной писчей бумаге делаю табличку с номерами (9 х 9 мм), нарезаю квадратики ножницами и приклеиваю под каждым предметом. Стараюсь приклеивать их в одну линеечку, чтобы было красиво. В качестве клея использую все тот же «Момент» резиновый.





7. После приклейки номеров настает очередь «переписи населения»: печатаю на компе две таблички, где номерам соответствуют экспонаты. Печатаю и вырезаю большими острыми ножницами, чтобы край был ровным.



8. Приклеиваю таблички к паспарту, предварительно вымеряв расстояния линейкой. Приклеиваю «Моментом», причем ставлю всего две точки сверху и снизу, больше не требуется. Почему именно резиновый «Момент»? Ответ прост: этот клей не коробит бумагу. Если использовать клеящий карандаш, или ПВА, бумага покоробится, даже паспарту может волной пойти. Получится кака, а не экспозиция.
9. Теперь можно приступить к сборке. Обязательно тщательно мою стекло с обоих сторон, иначе при боковом освещении будут видны ляпы, которые после сборки вы уже не удалите. Также осматриваю и экспозицию, удаляя «волоски» от термоклея.
После мойки стекла, устанавливаю его в раму, кладу на него паспарту, выравниваю зазоры и закрепляю это хозяйство по краю термоклеем. Т.е. что у нас получается: паспарту плотно прилегает к стеклу, а вот задняя стенка будет стоять с расстоянием.



10. Теперь надо не забыть закрепить на задней стенке подвес. Для этого нам понадобятся кусачки и пассатижи.



11. Наступает момент «Х»: вставляем заднюю стенку (убедившись, что паспарту с надписями и экспонаты вставлены правильно, а не вверх тормашками!), после чего аккуратно проклеиваем по периметру стык оргалита и рамки термоклеем. Клей не жалейте, в идеале надо пройти все полностью. Для чего? Представьте себе ситуацию, когда поглазеть на старину сюда пожалуют мухи, пауки и жуки. Вытряхнуть их от туда будет сложно, лучше сразу предостеречься от такого развития событий…



12. Все, экспозиция готова, можно полюбоваться плодами своего труда! Как получилось – можете оценить сами.





Удачи в создании собственных экспозиций!!!
 

pazuk

Newbie
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
18
Реакции
41
Maxuss, спасибо за мастер-класс!!! Самое интересное, что на днях обсуждал дома варианты создания своими руками нескольких экспозициий подобного вида в предстоящий зимний период, в общем задумкка появилась похожая. Только думал монеты, разные виды пластики, оформлять по отдельности и по разным периодам времени. А теперь, оказывается, что "венигрет" смотрится очень даже круто. Если можно, сфотайте экспозицию в хорошем разрешении, хочется получше всё разглядеть и прочитать.
 

VoRoN

Advanced Member
Регистрация
28 Май 2009
Сообщения
746
Реакции
3,378
Браво!!!
Просто замечательно! Доступно описан весь процесс и красиво!
 

tihon

Advanced Member
Регистрация
7 Июл 2009
Сообщения
889
Реакции
4,211
Красота великая сила !
 

molodec

Advanced Member
Регистрация
18 Окт 2009
Сообщения
1,250
Реакции
5,345
Отменная идея и воплощение. И находки не пропадают и детишкам полезно. И нам приятно :):
 
Регистрация
13 Фев 2010
Сообщения
148
Реакции
690
Похвальный энтузиазм! Молодца!
 

БУГА

Команда форума
Moderator
Регистрация
14 Авг 2009
Сообщения
5,998
Реакции
19,088
maxuss, у Вас не только темы интересные получаются, но и поделки тоже впечатляют. Любой из нас за этот год натащил разных штучек, любой может сделать что-то похожее. Метод очень прост и доступен, будет время будем делать. Спасибо. :)
 

Кайфуций

Moderator
Регистрация
3 Авг 2009
Сообщения
4,740
Реакции
12,227
отлично! добавил бы одно - такие витринки лучше тематическими делать, а не все в одну кучку клеить
 

asdasad

Member
Регистрация
10 Янв 2010
Сообщения
401
Реакции
2,205
А мне приятель подсказал в беседку плафоны к светильникам из конины и пуговок делать. На шнурки все это вешать. Наверно зимой попробую
 

Kerk

Advanced Member
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
2,073
Реакции
8,465
Спасибо за наглядку, получилось супер, видно рука уже набита, может заказы на изготовление начнете брать?;)
 

Krjsya

Member
Регистрация
4 Окт 2009
Сообщения
169
Реакции
1,080
Отлично получилось! Единственное присоеденюсь к просьбе сделать фото результата в хорошем качестве или выложить подписи к предметам.
 
Регистрация
5 Дек 2008
Сообщения
312
Реакции
745
Очень красиво, на такую экспозицию действительно приятно смотреть! Спасибо!
 

maxuss

Advanced Member
Регистрация
4 Янв 2009
Сообщения
1,070
Реакции
4,370
Ребят, спасибо за все добрые слова!!!
Постараюсь ответить на все, что вы мне написали.
Рука, конечно, набита, я всякой подельщиной много в жизни занимался, эстетством всяким, дизайном и прочим. Плюс и то, что всю жизнь рисую, работы тоже оформляю самостоятельно. Но не в этом суть, ведь тут ничего сложного то нет, все предельно просто и может сделать абсолютно любой желающий поисковик.
Я сегодня тоже в барахло залез и понял, что зарастаю. Думаю, надо еще сынам в школу чего-нибудь замастырить.
Согласен, что надо оформлять именно тематические композиции, я это и делал раньше, выложу фотки чуть позже. Но тут была другая задача, о чем и написал в первом посте: находки привязаны к одному историческому месту, надо было в находках отразить жизнь людей конкретной деревни, что и было сделано.
Прошу прощения у тех, кто хотел увидеть подписи и находки крупно: вчера, возвращаясь с копа, я передал находки в храм. Собственно, ничего особенного там не было: пуговицы, конские штучки, кресты и иконки, военные артефакты, немного чернины...
Кроме экспозиции передал и корытце с находками из этого же места, просто россыпью, чтобы люди могли не только посмотреть, но и пощупать все своими руками.
 

maxuss

Advanced Member
Регистрация
4 Янв 2009
Сообщения
1,070
Реакции
4,370
Вот описание еще одного действия - восстановления средника складня и последующее его оформление.
...
Восстановлением в чистом виде это назвать трудно, скорее эта работа из серии «что могу, то и делаю», но мне очень хотелось эту вещь привести, как это ни парадоксально звучит, в Божеский вид.
Насколько мне это удалось и стоит ли следовать моим методам – решать вам. Лично я результатом доволен, поскольку глядя на фотографии «до» и «после» разница видна. Но это еще не все предисловие, это только начало.
Итак, есть люди, которым попадаются странные вещи. Например, если моя жена покупает сыну брюки, то поздно вечером 31-го августа, накануне «Дня знаний» выясняется, что там бракованная молния, а если я покупаю машинку для стрижки волос, то обязательно придется залезть в нее с отверткой в период гарантийного обслуживания и самостоятельно устранить имеющиеся недостатки сборки и конструкции. И таких случаев, которые происходят с нами – множество. Мы даже ржем, приобретая очередную вещь – что же нам в ней придется ремонтировать, какие недоделки устранять? Мы долго не могли понять, ПОЧЕМУ нам достаются такие вещи? Ответ пришел сам собою – потому что мы МОЖЕМ устранить самостоятельно имеющиеся в них недостатки! Ведь если бы штаны с бракованной молнией и не стригущая машинка достались другим людям, была бы куча проблем, с нами же все не так, во всем виден промысел Божий!
Найдя в очередной раз разбитую плугом красоту, я расстроился, особенно наблюдая за тем, как друг на соседней грядке отрыл целую иконку, но потом сообразил, что это снова шанс для проявления своих талантов. Другой бы и не стал мучиться – ведь вещь эта не представляет никакой видимой ценности. Но с иконами так нельзя, эти предметы вызывают в моей душе много эмоций. Если можешь – надо делать, если боязно – все равно надо пробовать, ведь все самое плохое с этой вещью уже случилось, можно попытаться ей хоть чем-то помочь, тем более, что речь идет об иконе!
Итак, вот в каком виде мне достался средник от складня 19-го века «Мученики Антипа, Флор и Лавр»:









Мне предстояло поправить больший фрагмент, это была самая простая задача, поскольку он погнулся очень слабо. Второй кусочек был погнут сильнее, но за его выправление я тоже не сильно переживал, тут все было реально, а вот третий кусок погнулся серьезно, да еще ко всему прочему, на нем видны были трещины, что свидетельствовало о том, что выправить его будет сложно и он мог просто-напросто, сломаться. Я уже сталкивался с выправлением крестов, когда даже небольшие изгибы приводили при распрямлении к трещинам и поломкам. Аксиома о том, что «крест гнется только в одну сторону» работала железно, я даже давал себе зарок в том, что не буду пытаться выправить крестики, слишком обидно было потом держать в руке два обломка…
Отмыв и осмотрев части складня, я решил начать с простого, чтобы потом перейти к сложному, сотворил нехитрую молитву, прося Господа помочь мне в этом деле, и приступил.
Для выправления большого фрагмента я использовал буковый брусок, на который клал створку. Сверху я клал брусочек сосновый (помягче) и потом молоточком аккуратно начал осаживать выпуклости на краях складня. Работа велась без фанатизма, нежно и с промежуточным контролем. Собственно, все прошло отлично, но в самый последний момент от края отвалился маленький кусочек – неожиданный поворот событий, который предусмотреть было тяжело.



Второй фрагмент тоже подвергся подобной процедуре и перенес ее отлично.
Оставалось самое сложное – последний, третий фрагмент, согнутый буквой «Л». Я решил выправлять его с помощью тисков, молоток тут был совсем не применим, оставалось решить, между какими поверхностями его зажать.



Сначала я подумал о фанере, но идея эта отпала – острые углы складня впивались бы в древесину и не произошло бы исправления, а наоборот, ситуация бы усугубилась. Совершенно неожиданно взгляд выхватил кусок керамической плитки (подсказка сверху!), и мысль оказалась совершенно верной: будучи зажатым между глазурованными поверхностями плитки, складень будет скользить по ним и не поцарапается!
Расколотив полоску от плитки, я аккуратно расположил между осколками фрагмент складня и начал процесс исправления.





Почувствовав, что складень начал выпрямляться, я стал придерживаться следующей тактики: пол оборота зажим – выдержка минуту – пол оборота отпуск. Затем цикл повторялся. Несколько раз я полностью разбирал конструкцию и наблюдал за кусочком, отмечая, что все идет отлично, признаков того, что он «хотел» разломиться, я не увидел.



Таким образом, я двигался дальше и достаточно быстро фрагмент оказался максимально сжат между «губками», что означало окончание процесса выправления.



Не без трепета достал я его и обнаружил, что мне удалось это сделать: все выправилось и рассыпаться не собиралось!



Я сложил теперь уже не три, а четыре фрагмента (считая малюсенький кусочек, отпавший от большой части складня) и понял, что все отлично, я смог это сделать!





Оставалось оформить средник в раму, как я это традиционно делаю с такими предметами. Благо заранее были приобретены рамы, одна из которых мне и пригодилась. Я покупаю рамки в магазине «IKEA», там есть такие рамы, которые из «мелких» превращаются в «глубокие» и в них очень хорошо размещать старину, если делаешь инсталляции. Кроме того, в них уже есть паспарту, так что дополнительно никакой возни – бери и делай композицию!
Собственно, тут уже ничего сложного не было – подобрал цветную бумагу для фона спокойного тона (это бумага для пастели, она фактурная, матовая, идеально подходит), приклеил термопистолетом к задней стенке. Потом на нее при помощи того же термопистолета прикрепил фрагменты складня, предварительно сделав метки на бумаге для точного позиционирования, чтобы криво не получилось. Потом собрал раму таким образом, чтобы между стеклом и задней стенкой было пространство – оно придает дополнительный объем объекту (складню) и смотрится все хорошо. Перед сборкой я кисточкой покрыл створку маслом (аккуратно, чтобы не набрызгать на бумагу подложки) и промокнул салфеткой. Заднюю стенку фиксирую на термоклей. Все, готово!





Конечно, то что я сделал, далеко от идеального результата и мои доморощенные методы мегадалеки от тех, которые применяют в реставрационных мастерских. Но я думаю, мы можем многим вещам подарить вторую жизнь, пользуясь своим опытом и умением, тем более, что нет возможности прибегнуть к помощи профессионалов и вещь может просто погибнуть. Так что жизнь створки продолжается, она снова в строю и радует меня!

И обещанные фотки тех экспозиций, которые уже переданы в церковный музей.

Есть в Подмосковье усадьба Михайловское (поселок Шишкин лес). Некогда ею владели и родственники великого поэта, Мусины-Пушкины, а три года назад, когда моя жена привела нас сюда для осмотра достопримечательностей, мы попали на жуткую картину: усадьба после пожара, но в ней начата варварская реставрация. Богатый дядька купил усадьбу, и от нее остаются только стены, все остальное выбрасывается на улицу, в том числе и старинные двери-окна с фурнитурой, в которой под слоем советской краски мой наметанный глаз угадал красоту! После этого я ездил на пепелище три раза, скручивая с рам и косяков щеколды, петли и крючки. Дальше чистил, полировал, оформлял. Вот, что вышло:





Найденную за первый сезон конину тоже превратил в экспонат, закрепив термоклеем прямо (!) на стекло! Быстро, эффектно, просто и дешево!



Пластика тоже была заключена в глубокую раму из "Икеи":





Так что вариаций много, можно по-разному все и вся оформлять!
 
Сверху