hehe
Advanced Member
- Регистрация
- 27 Июн 2011
- Сообщения
- 1,305
- Реакции
- 7,496
Не для кого не секрет, что древнейшие поселения Киевской Руси располагались на слиянии и вдоль рек Рось и Днепр.8) С продажей прибора появилось немного времени поизучать родной край, походить без задней мысли без оглядок по всем АКРам, пообщатся с местным населением, без лопаты в руках и без лимита по времени. Давно интересовало много мест, но вот больше всего хотелось посетить Бушевское городище, что находится у села Ольшаница. Место копанное – перекопанное поколениями поисковиков, дважды шуфованное при СССР, с установленной убогой табличкой АКР, ещё совдеповской, но по непонятной причине засеянное и перепаханное сейчас8-(). Как сообщили местные – не пропадать же зря 3-м гектарам!
Созерцаю в свой 32-х кратный монокль всю эту красотень. И тут тебе на – мерцает нечто жёлтенькое на опушке леса, настраиваю резкость – вижу тело! Губы сами проговорили – Ася, ноги сами пошли по направлению к коллеге! Прибыл, разговорились, впервые увидел вживую лялю – Нел Торнадо! Потрогал, посмотрел на работу – понравилась, но глючит почаще стандартной! Находками товарищ не порадовал, ибо нету – зато рассказал сколько сотен людей сюда уже ездило, и сколько всего находили! Ну всему есть предел – и за 5 лет активного копа, а именно столько по словам местных, бомбят это место, некогда большущий домонгольский город опустел на находки совсем. Разговаривая со свои товарищем – историком, вместе пришли к выводу – стоило бы, ещё при распаде, реконструировать это городище, организовать музей, или хотя бы нормальную стеллу, толковую экспедицию провести, с современным оборудованием.
Как любителю старины – мне обидно, что если мне хочется увидеть собрание старинных вещей своего края – я не иду в краеведческий музей своего города, а посещаю антикварную лавку своего знакомого. Вобщем печалька, всё идёт на чёрный рынок. Пообщавшись с этим копателем, я понял, что никакой он не ценитель старины, в монетах тоже не особо, так что я отправился на поле, по словам местных «на котором все ходят». По пути вищу тракториста, грузит траву (сено всмысле), в прицеп. Раньше при совке не копали, некогда было людям, все работали, а сейчас джипами приезжают почти каждый день – сказал, значит. Выхожу, на поле, гляжу в монокль, испытываю состояние дежавю – опять жёлтенькое мерцает.
Подхожу, на этот раз Ася со проформкой, стандартной, наш человек! Мужик оказался очень добродушный, таких людей редко встречаю, оказался из местных, копает с сыном! По стилю поиска – вижу копает – от силы неделю! Спрашиваю – 2 выезд, прибор в аренду, решает стоит ли. Моя задача на ближайшие 3 часа доказать что стоит. Заочно расшифровал их находки за вчерашний день – нательная иконка 19 века, остальное шмурдяк, по средневековью. И вот мужик просит показать, как работать с дискримом, и Ася появляется у меня в руках. Какое чувство, я испытал, 4 недели разлуки, новенькая, вобщем счастье! С найденной первой монеткой – 10 коп со щитком, привил его и желание искать и мужику с сыном, а как они нашли сами следущую, и научились правильно махать – я понял – толк будет! Вобщем испытал ностальгию по поиску – и понял, что 3 месяца без прибора будут не простыми. Увидел подтверждение слов, что в радиусе километр здесь нечего ловить, хотя наглядно заметил, откуда тащат на воскресный слёт римские монеты и наконечники стрел. Их тут умудряются находить и по сей день…
Вооружившись Шубертом, генштабом и снимком гугла, котелком каши, булкой, термосом чая и бахилами ОЗК отправился на место на целый день в поход! Цель – узнать и увидеть всё, что не узнать из гугла. 60 километров – около часа на электричке – и я на месте. Ещё 5 км, пару переходов в бахилах через ручьи, и я наблюдаю красивейший пейзаж городища, холмы, поля, вдалеке хаты села Бушево! Городище находится на слиянии 2-х рек: Гороховатка и Рось, старый каменный мостик, дорога выложенная брущаткой:историческая справка:
Село Бушево до 1946 года называлось Пруссы. В окрестностях села сохранились остатки двух поселений (I тыс. до н.э.), городище укрепленного поселка (ХI-ХIII века) и целая группа курганов (III - I тыс. до н.э). Интересно, что некоторые из курганов в ХVI-ХVII раскапывались местным населением для добывания селитры, образовавшейся в них вследствие биохимических процессов. Для этого землю из курганов проваривали в больших котлах - селитра оседала на дно, а земля ссыпалась вокруг курганов. Также в Бушево сохранился один из лучших образцов деревянной архитектуры Правобережья - Троицкая церковь, возведенная в 1760 году. Ранее рядом с церковью стояла колокольня, но в 1970 году ее перевезли в Переяславский музей. А уже в ХХ веке этот очень симпатичный оригинальный трехкупольный храм "заковали" в пластиковую вагонку (не хватает только рекламных неоновых лайтбоксов)".
Созерцаю в свой 32-х кратный монокль всю эту красотень. И тут тебе на – мерцает нечто жёлтенькое на опушке леса, настраиваю резкость – вижу тело! Губы сами проговорили – Ася, ноги сами пошли по направлению к коллеге! Прибыл, разговорились, впервые увидел вживую лялю – Нел Торнадо! Потрогал, посмотрел на работу – понравилась, но глючит почаще стандартной! Находками товарищ не порадовал, ибо нету – зато рассказал сколько сотен людей сюда уже ездило, и сколько всего находили! Ну всему есть предел – и за 5 лет активного копа, а именно столько по словам местных, бомбят это место, некогда большущий домонгольский город опустел на находки совсем. Разговаривая со свои товарищем – историком, вместе пришли к выводу – стоило бы, ещё при распаде, реконструировать это городище, организовать музей, или хотя бы нормальную стеллу, толковую экспедицию провести, с современным оборудованием.
историческая справка:
Одна из немногих на сегодняшний день найденных вислых печатей Рюриковичей, заригистрировано именно на этом городище, неофициально по слухам их тут найдено ещё не менее десятка:
Святополк Изяславич (Киев: 1093-1113 гг.)
77а. Л.с. Надпись в три строки. Вокруг ободок.
О.с. Изображение архангела в полный рост с жезлом в правой руке и со сферой в левой.
Как любителю старины – мне обидно, что если мне хочется увидеть собрание старинных вещей своего края – я не иду в краеведческий музей своего города, а посещаю антикварную лавку своего знакомого. Вобщем печалька, всё идёт на чёрный рынок. Пообщавшись с этим копателем, я понял, что никакой он не ценитель старины, в монетах тоже не особо, так что я отправился на поле, по словам местных «на котором все ходят». По пути вищу тракториста, грузит траву (сено всмысле), в прицеп. Раньше при совке не копали, некогда было людям, все работали, а сейчас джипами приезжают почти каждый день – сказал, значит. Выхожу, на поле, гляжу в монокль, испытываю состояние дежавю – опять жёлтенькое мерцает.
Подхожу, на этот раз Ася со проформкой, стандартной, наш человек! Мужик оказался очень добродушный, таких людей редко встречаю, оказался из местных, копает с сыном! По стилю поиска – вижу копает – от силы неделю! Спрашиваю – 2 выезд, прибор в аренду, решает стоит ли. Моя задача на ближайшие 3 часа доказать что стоит. Заочно расшифровал их находки за вчерашний день – нательная иконка 19 века, остальное шмурдяк, по средневековью. И вот мужик просит показать, как работать с дискримом, и Ася появляется у меня в руках. Какое чувство, я испытал, 4 недели разлуки, новенькая, вобщем счастье! С найденной первой монеткой – 10 коп со щитком, привил его и желание искать и мужику с сыном, а как они нашли сами следущую, и научились правильно махать – я понял – толк будет! Вобщем испытал ностальгию по поиску – и понял, что 3 месяца без прибора будут не простыми. Увидел подтверждение слов, что в радиусе километр здесь нечего ловить, хотя наглядно заметил, откуда тащат на воскресный слёт римские монеты и наконечники стрел. Их тут умудряются находить и по сей день…
:-Xисторическая справка
Давно уже известно, что огузо-туркменские племена играли огромную роль в политической истории древнерусских княжеств, а особенно - в Киевской Руси. Русские летописи фиксируют, что племена огузов-туркмен беренди (баяндыр), боуты (баят), ковуи (кайы), тиверцы (тувер), печенеги (бечене), которые прибыли на Русь, в X-XII вв., создали там целый ряд городов. Вот что по этому поводу писал академик Б.А.Рыбаков, участвовавший в раскопках этих городов: «По берегам реки Роси возникли города, заселенные черноклобуцкой знатью (черные клобуки - союз огузских племен - О.Г.), Юрьев, Торческ, Корсунь и др. Черные клобуки играли важную роль... и нередко влияли на выбор того или иного князя».
Киевская Русь, имея боеспособное огузо-туркменское войско, расширяла свои владения. Богатели и ширились огузские города, главными из которых были Торческ и Канев. Они постоянно соперничали между собой за право быть столицей огузо-туркменского княжества на Руси.
Торческ - это большой город, существовавший в XI-XIII вв., площадью 90 гектаров. Он находится в 38 км к востоку от Белой Церкви (Украина), между селами Ольшаница и Шарки близ реки Роси. На этом городище проводились раскопки сотрудниками Института археологии РАН.
Русские летописи прямо говорят о том, что на пути к г.Ростовцу в 1177 г. находилось «шесть берендеевых (баяндырских) городов». Летописи упоминают такие города на территории, где проживали берендеи и печенеги, как Прилук, Посечен, Ростовец, Неятин - все в западной части Поросья, т.е. в Киевском княжестве. На правом берегу р.Сулы находились города-крепости Варин, Пирятин, Кснятин. Здесь обосновались огузы-туркмены, проживающие в Переяславском княжестве. Один из этих участков еще в XVII в. назывался «землей Чобановской», где располагались в XIX в. известные во всей России конные заводы. Огузы, которые проживали в Черниговском княжестве, имели такие города, как Всеволож, Уненеж, Бохмач, Белавежа, Баруча. В Поволжье также находились огузо-туркменские города. Одним из крупных центров был город Саксин (в низовьях Волги). Там проживали, по свидетельству средневекового источника, «сорок племен гузов (огузов - О.Г.) со своими эмирами».
Как видите, многие их этих городов не носят огузо-туркменских названий, поэтому остальные города очень трудно определить. Мы только указали четко зафиксированные русскими летописями огузо-туркменские города.
Можно упомянуть и об огромном количестве кыпчакских, а позднее - татарских городов на территории древней Руси.
Огузы-туркмены, которых русские летописи чаще называют «торки» (т.е. тюрки) - баяндыры, кайы (гая), бечене, тувер, оставили свои названия в русской топонимике, которые сохранились до сих пор:
Галицкое княжество - деревни Торки (Перемышлевский повет), Торки (Сокальский повет), Торчиновичи (Сомборский повет), деревни Печенежин и Печенея;
Киевское княжество - река Торч (приток р.Рось), деревни Торчицы, Торчин, Торков, реки Торчанка и Торча (приток Тикича), Торческие взгорья, урочище Торч, Торческий степок;
Переяславское княжество - деревни Малая и Великая Каратуль;
Новгород - Северское княжество - местность Торкин, деревня Печенюги;
Суздальско-Ростовское княжество - деревня Торкино, Торки, Берендеево, Берендеево болото;
Рязанское княжество - город Торческ.
В настоящее время в Украине (бывшая Киевская Русь), где больше всего проживало туркмен-огузов, сохранились туркменские названия местностей: городок Бердянка (Киевская область); города Бахнач и Новый Басань (Черниговская область); города Новые Санжары и Сары (Полтавская область); город Печенги, Печенежское водохранилище (Харьковская область); города Трояновка и Торчин (Волынская область); город Бердянск, Бердянская коса в Азовском море (Запорожская область); города Канев и Черкассы (черкассы - так называли черных клобуков-огузов), городки Ерки и Чигирин (Черкасская область). Город Печенга есть и в Российской Федерации (Мурманская область), а также городок Торковичи в Санкт-Петербургской области.