• Коллеги, по техническим причинам новый адрес нашего Форума https://kubar.SU

Кувшин.

Регистрация
28 Мар 2014
Сообщения
268
Реакции
1,645
Всем привет. В наполовину развалившемся доме нашёл горшок и кувшин. Горшок весь в саже, попробовал тёплой водой отмыть-не получается. Внутри состояние ещё хуже , глазури нет . Глина на руке остаётся сырая . Может кто подскажет, сем можно обработать и внутри и снаружи. И чем сажу убрать.Хочу их для своего музея оставить. Спасибо заранее.
 

Вложения

Регистрация
28 Мар 2014
Сообщения
268
Реакции
1,645
Что это молочная крынка я знаю. Вы имеете ввиду клеем внутри или полностью всю поверхность обработать? Это вместо глазури?
 

Следопут

Junior member
Регистрация
2 Авг 2010
Сообщения
503
Реакции
581
В качестве пропитки (укрепления)
"Целью пропитки является повышение механической прочности изделия, защита его от влаги и других атмосферных воздействий"
 
Регистрация
28 Мар 2014
Сообщения
268
Реакции
1,645
В качестве пропитки (укрепления)
"Целью пропитки является повышение механической прочности изделия, защита его от влаги и других атмосферных воздействий"
Спасибо, а сажу чем можно убрать?
 

Следопут

Junior member
Регистрация
2 Авг 2010
Сообщения
503
Реакции
581
Влажной губкой / мягкой щеткой с моющим средством. Или не убирать, если глина крошится
 
Регистрация
28 Мар 2014
Сообщения
268
Реакции
1,645
Влажной губкой / мягкой щеткой с моющим средством. Или не убирать, если глина крошится
Глина крошится внутри, а сажа на внешней стороне. Пробовал губкой в тёплой воде, немного отошло сажи, но очень много осталось, она сильно въелась.

Добавлено через 12 часов 43 минуты 58 секунд
Интересно а можно для укрепления использовать грунтовку глубокого проникновения? По идеи должно подойти.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
28 Мар 2014
Сообщения
268
Реакции
1,645
Сажу попробуйте растворить бензином.
Спасибо за совет. обязательно попробую!

Добавлено через 23 часа 59 минут 27 секунд
Спасибо за совет. обязательно попробую!
Сегодня попробывал бензином- чуда не свершилось.Зато наждачкой получается. Буду не спеша чистить.
 
Последнее редактирование:

Mdsan

Silver Member
Регистрация
10 Май 2011
Сообщения
3,043
Реакции
12,883
Для сажи рекомендую попробовать чистящее средство "Шуманит"

Им кстати и медь можно чистить, но осторожно и малоценную... а так зелень и черноту на меди ест очень хорошо. Про пригоревший,засохший жир, сажу и копоть и не говорю... Опрыскаешь и через некоторое время оно почти само всё грязными потоками стекает:)
 

Следопут

Junior member
Регистрация
2 Авг 2010
Сообщения
503
Реакции
581
Для сажи рекомендую попробовать чистящее средство "Шуманит"
Им кстати и медь можно чистить, но осторожно и малоценную... а так зелень и черноту на меди ест очень хорошо. Про пригоревший,засохший жир, сажу и копоть и не говорю... Опрыскаешь и через некоторое время оно почти само всё грязными потоками стекает:)
Ни в коем случае! Шуманит - это щелочь, а щелочь керамике противопоказана!
 

Mdsan

Silver Member
Регистрация
10 Май 2011
Сообщения
3,043
Реакции
12,883
Ни в коем случае! Шуманит - это щелочь, а щелочь керамике противопоказана!
Хм... вот как... не знал! Производитель состав этой хрени на этикетке не пишет... знаю что алюминий им чистить нельзя, очень сильно реагирует оно с эти металлом. А сам сажу и копоть многолетнюю им смывал с эмалированной и чугунной посуды - результат описал выше.

Впрочем, по реставрации керамики всё уже давно придумано до нас:

Химия в реставрации. Справочное издание (1990) › Глава 7. ХИМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В РЕСТАВРАЦИИ ЭМАЛИ, СТЕКЛА, ФАРФОРА, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ ›

7.3.1. ОЧИСТКА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Трудноудаляемые загрязнения на фарфоре и керамике включают минеральные образования на археологических предметах (оксидно-солевые, в том числе карбонатные и др.), капли и потеки красок, асфальт и битум, природные смолы, остатки пищевых продуктов и продукты их частичного разложения. К стойким загрязнениям относятся остатки различных клеящих материалов, использованных при предыдущих реставрациях. Все эти загрязнения имеют хорошую адгезию к поверхности фарфора и керамики, а в пористые материалы проникают достаточно глубоко.

Минеральные загрязнения осторожно удаляют механическими способами. Для удаления следов реставрационных склеек фарфоровые изделия медленно нагревают в воде при полном погружении. Склейки на основе эпоксидных и поливинилбутиральных клеев набухают в горячей воде, после чего их легко удалить с поверхности механическим способом.

Для удаления загрязнений органической природы применяют растворители: этиловый спирт, уайт-спирит, ацетон, хлорированные углеводороды. Хорошо удаляют органические загрязнения различные смывки, например, смесь диметилформамида с толуолом, смывки АФТ-1, ВЭПОС. Можно использовать водные растворы полифосфатов натрия, содержащие различные ПАВ. Все эти моющие средства являются легкоподвижными жидкостями, что затрудняет их применение.

Хорошие результаты при очистке фарфора и керамики дают композиции на основе полимерных пленкообразователей — Na-КМЦ, ПВС, ПВАД. В состав моющих композиций вводят глицерин в качестве пластификатора, этиловый спирт и аммиак для усиления моющего действия. Наиболее трудноудаляемые загрязнения с керамических поверхностей

могут быть растворены и удалены вместе с пленкой композицией следующего состава, ч. (масс.):

Поливиниловый спирт — 20-30

Этилендиамин — 5-10

Диметилсульфоксид — 5-10

Циклогексанон — 5-10

Глицерин — 5

ПАВ (алкилсульфонат натрия, алкилдиметиламиноксид, синтанол) — 0,1-0,7

Вода — До 100

Соотношение компонентов уточняют при пробных расчистках. Вязкую очищающую композицию наносят на очищаемый участок слоем толщиной 2—4 мм и прикрывают полиэтиленовой пленкой. Через 30—40 мин (иногда через больший промежуток времени) снимают полиэтиленовую пленку и пленку композиции вместе с загрязнениями удаляют механическим путем (шпателем, тампоном и т. д.) или струей воды.

7.3.2. СКЛЕИВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ФАРФОРА И КЕРАМИКИ, ВОСПОЛНЕНИЕ УТРАТ

Для склеивания изделий из фарфора и керамики применяют ограниченный круг клеящих веществ: глютиновые клеи, воскосмоляные мастики, ПВБ, ПБМА, эпоксидные смолы, в последнее время также цианакрилатные и кремнийорганические клеи. Известно также применение известково-казеиновых клеев и клеев на основе жидкого стекла.

Наиболее удобны в работе цианакрилатные клеи. Низкая вязкость, отверждение за счет содержащейся в воздухе воды, образование тонкого клеевого шва, быстрота схватывания - все это делает эти клеи незаменимыми при реставрации музейных экспонатов из фарфора и керамики. При склеивании больших и тяжелых фрагментов применяют эпоксидные клеи, которые обеспечивают значительную механическую прочность клеевого шва. Для склеивания керамики можно применять шеллачные лаки. 30%-й спиртовый раствор шеллака наносят на обе поверхности разлома, соединяют и выдерживают при сжатии до полного испарения растворителя. Целесообразно наносить шеллачный лак на разогретые поверхности, которые соединяются в нагретом состоянии. ПВБ применяют в виде спиртового раствора, который наносят на предварительно пропитанные спиртом поверхности разлома.

В качестве пропиточных составов для укрепления керамики предложены: 1 %-й раствор нитрата целлюлозы в смеси ацетона и амилацетата, 10—20%-е растворы ПВА в ацетоне, 10—25 %-е растворы ПБМА в ацетоне или толуоле, 2—5%-е растворы ПВБ в этиловом или изопропиловом спирте. Эти же полимеры могут быть использованы и для склеивания фрагментов керамических изделий.

Эффективным способом укрепления слабообожженных неглазурованных керамических изделий является их пропитка растворами кремнийорганических соединений. Высокая проникающая способность 10— 20%-х растворов метилфенилсилоксановых олигомеров и полиметилсилазанов, а также их смесей дает возможность провести глубинную пропитку как при полном погружении изделий и их фрагментов в раствор, так и при многократном кистевом нанесении раствора.

После укрепления керамического черепка может быть проведено удаление растворимых солей и гипса. С этой целью предмет обкладывают слоем мокрой измельченной бумаги толщиной 1-1,5 см и заворачивают в полиэтиленовую пленку. Для предупреждения развития биоразрушителей в воду добавляют 0,5—1,0% спиртового раствора тимола. Диффузия солей из глубины керамического черепка происходит медленно, поэтому процесс длится несколько месяцев, причем мокрую бумагу необходимо менять каждые 2—3 недели.

Осыпающиеся красочные слои и участки частично разрушенной (рыхлой) керамики могут быть укреплены 5 %-м раствором полиамида (Calaton CB) в метиловом или этиловом спирте. Этот состав, а также другие полиамидные и полиакриламидные клеи образуют прочные и эластичные, не имеющие блеска пленки.

Доделочные массы для керамики обычно готовят на основе гипса, добавляя в воду затворения глютиновые клеи, ПВАД, ПМАК, а также различные добавки для замедления схватывания и повышения прочности отливок — азотную, щавелевую, лимонную кислоты, гидроксонитрат алюминия AlOH(NO3)2, борную кислоту, буру. Все эти добавки вводят в количестве 1—5 %.

Гипс высокой прочности получают при введении в воду затворения до 20% ПВАД. Его отливают в форму из силиконовой резины (виксинт, сиэласт и др.) и после полного отверждения отливку обрабатывают, укрепляют пропиткой водными 10—20%-ми растворами ПВАД, тонируют акварельными красками, при необходимости расписывают твореным золотом и покрывают бесцветным защитным лаком.

Применение в качестве воды затворения гипса 30-50%-го раствора ПМАК позволяет получать доделочную массу, затвердевающую в течение 12—24 ч и образующую фарфороподобную плотную, высокопрочную и нехрупкую массу. Отливки обрабатывают механическими способами, полируют, прописывают акварельными красками и покрывают бесцветными лаками.

Доделочные массы для фарфора, керамики, цветного камня можно приготовить введением соответствующего наполнителя (гипс, мраморная или керамическая тонкая крошка, тонкомолотый цветной камень) в следующие растворы: ПВБ и полиметилфенилсилоксановая смола К-9 (1 : 2) в этиловом спирте, акриловый сополимер БМК-5 и полиметилфенилсилоксановая смола К-9 (2 : 1) в ацетоне, ПБМА и полиметилфенилсилоксановый лак КО-921 (1 : 1) в ксилоле.

Высокую прочность доделки приобретают достаточно медленно. Ускорение твердения и получение хорошего соединения с реставрируемым изделием достигается добавлением к смеси 10—20% (по отношению к метилфенилсилоксановому олигомеру) полиметилсилазана МСН-7.

Для приготовления доделочной массы с керамической крошкой в качестве связующего можно использовать 50%-й раствор в ксилоле или толуоле метилфенилсилоксановой смолы К-9 в смеси с алкилалкоксисиланами и этилсиликатами. Механические свойства композитов регулируют, варьируя соотношение минеральной и кремнийорганической частей.

Композиты на основе смесей полимер — КОС характеризуются низкой гигроскопичностью, близки по механическим и оптическим свойствам к фарфору, керамике, мрамору и цветному камню, имеют высокую адгезию к поверхности, предварительно насыщенной растворами кремнийорганических полимеров. Высокая атмосферостойкость позволяет применять такие композиты для доделок при реставрации декоративных керамических элементов и расписных панно на фасадах зданий, причем последующая роспись керамическими красками, затертыми на кремнийорганическом связующем, обеспечивает их долговечность.

Для восстановления и реставрации росписи на фарфоре и керамике применяют масляные или акварельные краски с последующей фиксацией рисунка защитным лаком. При реставрации живописных панно на фасадах зданий, выполненных из керамики, применяют керамические краски, затертые на кремнийорганическом связующем.

Тонкотертые, отмученные и высушенные керамические краски затирают на кремнийорганическом лаке КО-921, с которым они постепенно образуют стекловидную массу. Этот процесс можно ускорить, вводя в полиметилфенилсилоксановый лак 10—20% полиметилсилазана МСН-7. Жизнеспособность таких красок 3—5 ч, что необходимо учитывать при их приготовлении. После полного отверждения краски покрывают 20%-м раствором смеси силоксан — силазан (3:2).

В качестве защитных лаков для фарфора и керамики рекомендуют растворы эпоксиакрилатных сополимеров (А-20, А-8) как самостоятельно, так и в смеси сполиметилфенилсилоксановым лаком КО-921 и полиметилсилазаном МСН-7. Применяют также лаки на основе эфиров целлюлозы (ЭЦ, АБЦ) с добавками ПВБ, сополимера БМК-5. Высококачественное защитное покрытие дают фторлоновые лаки, модифицированные раствором сополимера БМК-5 и полиметилфенилсилоксановой смолы К-9 в этилацетате.

Твердые покрытия с высокой адгезией к стеклу, фарфору, керамике могут быть получены из 5—10%-х растворов полнорганосилоксановых смол (К-9, К-47, К-42, К-101) в ксилоле или толуоле при добавлении к ним перед нанесением равного объема 10%-го раствора полиметилсилазана МСН-7 в ксилоле.
http://art-con.ru/node/4038

Как то так:)
 
Сверху