(в нашей семье передавалась из поколения в поколение кладовая запись) - старая тетрадь в клеточку исписана корявым почерком одного из моих родственников .... последний раз её переписывали в 50-е годы прошлого столетия по мере обветшалости ...предыдущей тетради ....я в неё один раз заглянул и бегло прочитал ...несколько страниц .....потом при передачи к очередному хранителю ....на семейном совете произошёл скандал .....и в сердцах бабка бросила её в печь со словами что ни кто не заслуживает его богатств ....или в этом духе.....,
а много лет спустя в одном магазине по нашему профилю я встретил ,брошюру с кладовой записью Кудеяра и могу Вас заверить если не один в один ....то текст оооочень похож :
Запись на Кудеяров клад на реке Ведуге (Воронежская обл.)
«Двинулись на сутки, ров перекопали и вал завалили и от сиски вал перекопали и надвое городище перекопали. А где была съезжая изба, тут были кирпичные ступени, из дуба в березу ухват, дуб на горе, а береза под горою. Из сиски колодезь горы уломил, во лбу колодезя сруб срублен, землею осыпан. Колодезь потек на восход по мелкому по серому камушку, покаместа лески, потаместа колодезь, ниже леску поникнул, на нем же заплот, ношена земля из одной горы, а в ту яму положена медь.
А на заплоте брус дубовый, а в заплоте железо всякое, и по колодезю метано железо всякое. А пошел колодезь через полечко поникою, не дошед речки выникнул, пошел в столбовую реку. А посторонь пруда баня, а то наше городище обошло логи и болота. На середнем валу стоит дуб изстрелян, а через ров мост помощен, под мостом гробница.
На выезде курган на четыре углы, на нем пушки леживали. На том же валу два дуба, в них были ворота. Во лбу колодезя стоит дуб, на нем лук тя... (неразборчиво) вдоль по колодезю, де че...ез колодезь липа перегнута.
Есть же на дубу лук, на липе харя вделана дубовая, лук целит по харе через колодезь. Над колодезем кузня изгарина с сенную копну. На выезде из городища два курганца, что сенные копны: головою лечь на курган, ногами на другой.
Есть же на дубу резьба: солнце, на другом месяц, глядит на солнце, солнце глядит на месяц.
Есть же на дубу куница, глядит на камень, на камени человечья личина, стоит на кургане, тот курган боровом выше Куньего лесу.
Есть на дубу лук, на другом харя, лук на харю целит через сухую долину. Да за кликовища от Куньего лесу лог, три плота — две плоте сухи, в третьей колодезь, на нем же заплот, на лбу колодезя дуб стоит, котел на крючьях вытесан на коре.
Есть же через полечко плоский лес, в нем же поляна, та поляна дву десятин, в ней же озеро челноком, через озеро положен брус, в той же поляне с островом семь изб земляных, восьмая баня, девятая кузня изгарин с сенную копну. Тут же земляной курган крестом, выстлан дерном. Есть же два дуба проушены, в них иглица — платье сушивали. Есть же тут меж двух дерев была беседа, в третьем образе сидели сапожные мастера и портные. Да на выезде поляны с правой стороны курган боровом, да на выезде дуб трех плотей, третья плота ссечена, на ней положен камень — жерновная четверть. Есть же через полечко круглый лесок, заслонил от сакмы, в нем же поляна. Да тут же озеро челноком, по конец его стоит дуб толкачем.
Есть же две липы проушены, в них иглица. Да из плоского лесу на выезде назольный курган, в нем же поддостки и подковы положены. От того же лесу пошел дол велик, тем мы долом езживали на караульный курган, на нем яма — кладывали огонь, сматривали на две дороги, по одной дороге люди едут — шапками махают, а по другой — по пояс видит. От большой дороги зашла мереча. А близ караульного кургана дуб собачкою, нагнут на восход, положено под конец его 12 сошных лемешей, острием в тулею. Да есть рог с борошнем, у караульного кургана четверть вынесена земли, как мы бегивали в Куний лес об один конь, по правой стороне лежит на нем ломаное копыто, глядит на восход, через сухой дол на ракитов куст. Стоит на сухом долу дуб почковат, на полдень почки, а меж Куньего леса и плоского сток песку навожено, на улесье плоского лесу яма товарная. Есть же курган надвое перекопан. Есть же под сакмою прогорелые леса, в них есть поляна, тут сток песку навожено; тут же есть колодезь, над колодезем стоит липа, верховина ссечена, сковородою накрыта. А Куньи наши леса с сакмы не видеть, в поде обошли горы и болота, потому наши места и мудра... Помнишь ли братец, как мы погреб затаптывали всем, всем войском, и ты с коня упал, и Кудояр тебя подхватил и к себе на конь подхватил. А то помнишь ли, как мы на реку купаться езживали и коней паивали, и наши выбои ввек не зарастут. А на то, братец, не кручинься, что урочищ не писал: ты их ведаешь...».
С. Н. Введенский «Кудеярова поклажа (Архивные дела о кладах в XVII веке)» (Казань, 1906)
Добавлено через 2 минуты 59 секунд
потом мне попался вот этот текст......
В один из погожих апрельских дней 1881 года в Петербурге, на Литейном проспекте, над дверью ювелирной лавки брякнул колокольчик.
Полноватый хозяин лавки, с седой бородкой клинышком, вышел навстречу посетителю.
В дверях стоял черноусый плотный человек, явно провинциал, с небольшим свертком в руках.
— Что вам угодно? — поинтересовался ювелир.
— Я слышал, вы покупаете старинные драгоценности, — неуверенно проговорил вошедший.
— Вы хотите мне что-то предложить?
— Да... Вот, извольте взглянуть.
Посетитель положил сверток на прилавок и развернул его. Ювелир ахнул. На прилавке лежали массивный чеканный золотой ковш старинной работы, украшенный самоцветными камнями, и несколько золотых и серебряных перстней с эмалью, рубинами и бирюзой.
— Это же очень древние вещи, — полувопросительно-полуутвердительно произнес ювелир, взглянув на посетителя поверх стекол пенсне.
— Да. Это вещи из клада, который нашли на моей земле. Я помещик, из Курской губернии, у меня там небольшая дача двести десятин с лишком. Говорят, это золото Кудеяра..
Добавлено через 5 минут 7 секунд
.....потом ещё крупица инфы.....чуть чуть .....но всё-таки ......
Помещик Щигровского уезда Шеншин (начало XIX века) договорился с одним «знатцом» копать клад в принадлежавшем Шеншину лесу «Куньи верха», «где когда-то дуванили татары, возвращаясь с добычей из Московской Руси…». Находку условились поделить пополам, но однажды старик исчез, оставив в разрытой яме пустой сундучок…
Добавлено через 10 минут 35 секунд
Боярин-разбойник
Указом Грозного царя от 2 октября 1560 года тысяча детей боярских, названных «лучшими слугами», были внесены в списки так называемой «тысячной книги» и поселены вблизи столицы. В их числе были «боярские дети 3‑ей статьи Суздальского уезда», три внука Марка Толмача — Давыд, Пётр и Кильдеяр, получившие наделы в Коломне.
Младший из них Кильдеяр Иванович оставил о себе в истории и народной памяти заметный след. Приближённый Грозного и бывший одно время его любимцем, Кильдеяр, как и многие другие его современники, неожиданно для себя вызвал к себе злобу подозрительного царя, который, однако, до поры до времени искусно скрывал своё подозрение. Опасаясь решительного и храброго слуги, Иоанн послал его с фиктивным поручением в Литву. В запечатанном конверте, адресованном литовским властям, заключалась просьба посадить подателя в тюрьму и назад не выпускать.
Оказавшийся так неожиданно и незаслуженно в заключении, Кильдеяр счёл это за вероломство литовцев. Подкупив охранников, сломав решётку подземной тюрьмы, выбрался он на свободу и, явившись в Москву, снова стал на царскую службу. На другой же день Малюта Скуратов по приказу царя, показывая Кильдеяру только что пойманного медведя на цепи, как бы нечаянно запер его со зверем в погребе. Кильдеяр голыми руками задушил медведя и явился к Грозному с жалобой на Малюту Скуратова, обвиняя этого последнего в покушении на его жизнь. Царь отделался какой-то шуткой, но через некоторое время приказал умертвить молодую и любимую жену Кильдеяра. Предание говорит даже, что Грозный велел приготовить похлёбку из её пальцев, которой угостил мужа…
Этого преступления Кильдеяр Иванович царю простить не мог и не хотел, и, бежав в леса, стал легендарным разбойником Кудеяром, воспетым народной поэзией и поэмой Некрасова «Два грешника», впоследствии переложенной в популярную русскую песню «Жило двенадцать разбойников, жил Кудеяр атаман»…
В памяти народной и в исторических монографиях имя Кудеяра живёт не как простого разбойника с большой дороги, но как борца с неправдой, мстителя и защитника слабых и угнетённых, противника сильных и власть имущих.
Шайки Кудеяра оперировали на обширных лесных пространствах Московской области и теперешней центрально-чернозёмной полосы, в те времена сплошь покрытой густыми лесами, и обнимавшей губернии Тульскую, Орловскую, Калужскую и Курскую. Кудеяр держал заставы и караулы на всех больших дорогах и шляхах этих мест и грабил только бояр и купцов, одновременно с тем являясь благодетелем крестьян и холопов, которых он защищал от неправды воевод и властей. В этом его отношении к простому народу крылся секрет того, что Кудеяр, разбойничая десятки лет, до самой смерти своего врага Грозного, был неуловим для царских войск и губных старост, неоднократно посылаемых Москвой для поимки знаменитого разбойника.
Мстя лично царю за жену, Кудеяр особенно преследовал опричников и любимцев Ивана Васильевича, ездивших в Москву или из столицы с дарами или казной. Согласно историческим данным, операции этого рода удавались Кудеяру главным образом потому, что, бежав из Москвы в леса, он не терял связи с московскими друзьями и боярской, враждебной царю партией, почему всегда и вовремя имел из Москвы интересующие его вести.
До самой революции 1917 года в Чернском уезде Тульской губернии, в Покровско-Корсаковской волости существовала деревня Кудеяровка, где было главное становище разбойника и где сохранились ещё подземные ходы. В нескольких верстах от Кудеяровки были так называемые Поганые озёра и деревня Протухлое, где, по народной молве, шайки Кудеяра топили и хоронили свои жертвы. В других местах того же района, как, например, в Калужской губернии, в лесах сохранились подземелья и остатки его становищ, что нисколько не противоречит исторической правде, так как его шайки имели свои разветвления в нескольких губерниях.
В нашем семейном архиве хранилась полуистлевшая на пергаменте запись, несомненно очень древнего происхождения, на которой, по преданию, рукой Кудеяра, для памяти его детей и потомства сообщалось о зарытой в земле бочке с жемчугом, находящейся «в пятидесяти шагах от дуба», в урочище имя рек, на реке Реуте. Река Реут и поныне существует недалеко от моих родных мест в Орловской губернии. Записка эта тайны зарытого жемчуга никогда не открыла, так как по берегам Реута три сотни лет уже колосятся крестьянские нивы, а приметный дуб давно исчез.
Согласно семейному преданию, подтверждённому и поэмой Некрасова, Кудеяр прекратил свою разбойничью деятельность в год смерти Грозного царя, вместе с которым умерла и его месть. Он окончил свою жизнь в Соловецком монастыре 80‑ти лет от роду, где постригся под именем Питирима. Помимо поэмы Некрасова, его воспел в своей балладе А.П. Саломон, последний инспектор классов императорского Александровского лицея в Санкт-Петербурге.
Крайней границей деятельности Кудеяра являлась северная граница степей, известных под именем Дикого поля в XVI и XVII веках, а именно пределы Орловской и Курской губерний. Эти места служили три века подряд сосредоточением для буйных голов и беглых крестьян со всей Московской Руси, или, по старому выражению, «воров». Здесь-то на заре XVI‑го века и сложились исторические народные пословицы о населении орловского края, согласно которым «Орёл и Кромы были первые воры, а Елец был всем ворам отец», в то время, как Ливны, крайний к Дикому полю город, были «всем ворам дивны».
В этих-то местах на юг от Ливен на самом севере Курской губернии, бывшей Белгородской провинции, осталось от Кудеяра старое родовое гнездо — сельцо Теребуж, сохранившее тёмную тень его деяний, положивших проклятие на это поместье.
Огромный старинный дом в сорок комнат, воспоминание о котором сохранилось в русской исторической литературе, сгорел в начале прошлого века. На месте его сохранились лишь остатки фундамента и завалившиеся огромные подвалы, заросшие густой чащей. Это мрачное барское жильё старого времени среди обитателей Теребужа носило имя «старого дома» и пользовалось среди окружного населения дурной славой. Как в «старом доме», так и в построенном возле него «новом», относящемся к началу прошлого века, как говорилось, было «нечисто». Теребужские владельцы старого времени и в особенности первый владелец усадьбы — страшный Кудеяр — навсегда оставили висеть тень своих грешных дел над родовым гнездом.
Немало человеческой крови пролилось и после Кудеяра, в жестокие времена шестнадцатого и семнадцатого веков, в этом глухом пограничном углу, далёком от всех законов, и народная память этого не забыла, связав со старым барским гнездом много жутких легенд.
Тётушка моя Наталья Валериановна, хранительница и любительница старины, бывшая последней хозяйкой Теребужа, знала много из хроники старого дома и сама была не раз свидетельницей многих необъяснимых явлений, в нём происходящих. Вот что она мне рассказывала по этому поводу.
В кабинете много лет подряд стоял громоздкий диван, древнее изделие крепостного столяра. Диван этот издавна пользовался мрачной, не вполне им заслуженной славой: на нём почему-то неизбежно умирали владельцы усадьбы, хотя всячески избегали им пользоваться.
Характерный случай произошёл в этой области с прадедом моим, который, опасно заболев в 1868 году и зная репутацию дивана, распорядился устроить свою спальню в самой дальней от него комнате. Умирал он тяжело и долго, и лежал, будучи не в состоянии пошевелиться, совершенно беспомощный. Перед смертью он вызвал, как вдовец, в Теребуж свою невестку, которая стала за ним ухаживать. Отлучившись за чем-то из комнаты больного, она услышала крик и нашла прадеда лежащим на роковом диване, на котором он через несколько минут и скончался.
Незадолго перед этой смертью с ним случилось странное происшествие, которое он сам и все домашние сочли за предсказание его близкой смерти.
Всю жизнь прадед терпеть не мог, чтобы с ним говорили через порог. И вот однажды, за несколько времени до его смерти, дверь к нему в кабинет бесшумно отворилась, и на пороге комнаты появился старик-староста, который молча поклонился и протянул барину какую-то бумагу. Барин, вопреки своему обычаю, взял её через порог, но, взглянув, увидел, что это отпускная, которую дают в руки покойникам. В тот же момент прадед вспомнил, что этот староста давно умер, и понял, что покойный явился к нему предупредить своего барина о близкой смерти.
Каждый раз перед смертью владельцев Теребужа в доме появлялся и тревожил живущих в нём призрак лохматого, чрезвычайно широкоплечего человека, которого неизменно видели как господа, так и дворовые. В Теребуже считали, что призрак этот не кто другой, как сам Кудеяр. Незадолго до смерти прадеда его племянник, а мой дед приехавший навестить больного, увидел этот призрак, и после этого никогда больше не останавливался в теребужском доме, предпочитая во время своих посещений Теребужа останавливаться во флигеле у управляющего.
Дед встретился с «семейным призраком» при следующих обстоятельствах, о которых сам мне рассказывал. Заночевав в кабинете, он не придал никакого значения разговорам о привидениях, считая это бабьими сказками. Во избежание шуток над собой он уложил на полу у двери старого лакея Африкана, крепостного человека покойной жены прадеда, урождённой Любови Михайловны Лутовиновой, родной тётки Тургенева.
После полуночи оба они услышали странный шум, похожий на то, что кто-то тяжёлый, как лошадь, но мягко ступающий, ходит по дому. Половицы буквально гнулись под его тяжестью; судя по звукам, чудище обходило все комнаты. Холодный пот облил деда, когда отворилась дверь и что-то огромное вошло в комнату, перешагнув через тело неподвижного Африкана. Не в состоянии взять в руку лежавший рядом пистолет, дед только смог зажмурить в ужасе глаза. Открыв их, он увидел при свете луны у окна странную фигуру с богатырскими плечами, точно сотканную из серых ниток .
На следующее утро, когда Африкан подавал деду умываться, он сумрачно спросил:
— Видали? Опять стал ходить…
Один из последних владельцев родовой усадьбы, член Государственной думы, человек никогда и ни в какую мистику не веривший, тем не менее, бывая в Теребуже, никогда не спал в доме, а ложился в каменном флигеле, им самим построенном.
В кабинете на страшном диване последняя его хозяйка никого и никогда из семьи не укладывала. Помещик Баневич, ночевавший в доме, однажды слышал ночью, как в зале двигались стулья, звенели стаканы и дикие голоса кричали: «Пей!.. Наливай!» Покойный генерал Богданович и его невеста, свитская фрейлина Бутовская, гостившие однажды летом в Теребуже, часто слышали по ночам возню в гостиной, а Бутовская, проходя по залу вечером, видела, как портреты прадедов висели все с закрытыми глазами.
Приблизительно в то же время в Теребуже гостила княгиня Голицына, жена расстрелянного во время революции премьера. Ночуя в кабинете, она однажды стала ночью звать на помощь, так как в комнате кто-то стонал, а её кровать ездила по комнате. Об этом княгиня вспоминала уже в эмиграции, живя в Париже.
Добавлено через 13 минут 31 секунду
.....это глава книги нашего знаменитого публициста Маркова....
Добавлено через 16 минут 47 секунд
Везде где только можно и нельзя ,я искал информацию по крупицам ....блоги ,архивы,газеты ,книги воспоминания старожилов....
Вообще считается, что в Теребуже много "колдовства, нечести". По селу много ходит историй про ведьм, колдунов, русалок, призраков… Особенно в барском доме много всего такого, мистического. Когда школа еще была в старом здании, в нем боялись ночевать сторожа: там все по ночам кто-то ходил… Да и как может быть иначе: население Теребужа - прямые потомки разбойников из банды Кудеяра! Видно, столько зверств они сотворили, что кто-то не отпускает их души с грешной земли… Впрочем, повторюсь: Кудеяр в народном представлении был добрым разбойником. Злыми были помещики, не считавшие крестьян за людей…
Добавлено через 18 минут 58 секунд
узнал мнения Даля , о значении слова Кудеяр .....
Так как слову КУДЕЯР я думаю не одна тысяча лет и это наглядно просматривается по топонимике названий.
Что же означает слово «кудеяр» (по толковому словарю В.ДАЛЯ)? Последний слог представлен старославянским словом «яр», имеющим десятки толкований, в том числе горячее желание, стремление, огненную силу, ярость. Немало значений имеет и первый слог - «куд», самое распространенное из которых - «жилище», «хижина». Слово «кудов» означало «домовой» на языке мордвы-эрзя. Слово «куд», «куда» в «Толковом словаре» В.Даля означает «дух», «бес», «сатана», а слово «кудь» - «кудесье», «кудесничество». Известно сейчас, пожалуй, только слово «кудесник», произошедшее от этого корня. Наиболее же общее толкование слов «куд-куда» - желание, стремление, направление, но при этом нечистая сила влияет на выбор этого направления. Вероятно, поэтому в глухих местах это слово предпочитали не употреблять. А все слово «кудеяр» означает ту огненную нечистую силу, которая охраняет языческие клады. В древности, когда волхвы были главными хранителями богатств родов и племен, лучшего имени для этих людей и не придумать. Повсеместное присутствие этих «кудеяров» - реальное ощущение той языческой старины, от которой мы начали отходить всего тысячелетие тому назад. Возможно, имя «Кудеяр» давалось главе племени, верховному жрецу или же просто самому сильному человеку, которому можно было доверить хранение общих богатств. Ведь тогда не было ни банков, ни сейфов, в которых гарантируется надежность хранения вкладов. И охрана общих богатств была очень сложной задачей.
Добавлено через 21 минуту 7 секунд
.....нашёл ему подтверждения.....(древности имени)
между тем славянин Кудеяр в северной Германии в 12 веке упоминается Егоровым в "Колонизации Мекленбурга"...
Добавлено через 25 минут 59 секунд
.....также нашёл информацию ,о том что : на местах поиска Кудеяровских кладов частенько находят отвлекающие клады ,Маленький схрон серебра....он был нами найден на этом месте в первый же час как я взял МД в руки .....это к слову о новичках.....