• Коллеги, по техническим причинам новый адрес нашего Форума https://kubar.SU

Муравский шлях

dr.jokomo

Junior member
Регистрация
8 Апр 2015
Сообщения
130
Реакции
467
Муравскій Шляхъ.
«Подъ этимъ названіемъ въ Моск. гос-твѣ б.
извѣстенъ глав. путь, шедшій изъ Крыма къ бер.
Оки. Пройдя на ю. между верховьями Ворсклы и
Сѣв. Донца и далѣе между верховьями Сейма и
Оскола, М. шляхъ направлялся къ р. Быстрой
Соснѣ (карты въ ст. Крымскія войны и Крымскіе
походы), к-рую переходилъ близъ устья р. Ливны.
Отсюда дорога шла между pp. Зушею и Красивою
Мечею, приближаясь съ з. къ верховьямъ р. Упы,
переходила эту рѣку по Костомаровск. броду и
вдоль пр. бер. Упы приводила къ Тулѣ, откуда м. б.
направиться въ любое мѣсто средн. теченія Оки. До
конца XVI в. Моск. гос-тво не строило кр-стей на
М. шляхѣ южнѣе Тулы, предпочитая прикрывать
укрѣпл. пунктами берега р. Упы (Крапивна,
Одоевъ) и Зуши (Новосильскъ, Мценскъ, Чернь),
чтобы препятствовать подходу прот-ка къ Окѣ; и
прорыву въ обл. Заоцкихъ городовъ. Не рѣшаясь
еще строить кр-сти по теченію Красив. Мечи,
прикрывали ближайш. городами (Епифанью,
Веневомъ и Дидиловомъ) Рязанскую обл., а равно
путь на Каширу и Коломну со стороны М. шляха.
Въ послѣдней же четверти XVI ст. Москва рѣшается на болѣе смѣл. предпріятіе:
оборонять теченіе р. Быстр. Сосны, являвшейся преградой на татарск. путяхъ. Вѣроятно,
на это пришлось рѣшиться изъ-за открытія новой сакмы (дороги) — Калмеусской, к-рая
шла на с. восточнѣе р. Оскола, направляясь къ Быстр. Соснѣ. Съ М. шляхомъ новая сакма
связывалась одной изъ своихъ вѣтвей на Ливнахъ, а другими шла на с., восточнѣе гл.
пути, и отдѣльно отъ него переходила Быстр. Сосну на Усть-Черновскомъ, Тальвицкомъ и
друг. бродахъ. Съ 1586 г. возникаютъ на Быстр. Соснѣ Ливны, Елецъ и Черновой
Городокъ. Ливны стали на М. шляхѣ, сосѣднемъ съ Калмеусск. сакмой; Елецъ построенъ
на вост. бродахъ черезъ Быстр. Сосну, прикрывая Крас. Мечу; въ Чернов. Городкѣ стала
промежут. застава. Въ концѣ же XVI ст. южнѣе Ливенъ на М. шляхѣ построенъ
Бѣлгородъ, прикрывавшій одновр-но и отходившія отъ гл. пути Бакасву и Пахнутцову
дороги. Съ постройкой Бѣлгорода б. оконч-но запертъ татарамъ путь къ Заоцк. городамъ.
Опираясь на города, оборонявшіе теченіе Сейма и Быстр. Сосны, Бѣлгородъ стоялъ на
Донцѣ, въ пунктѣ, к-раго нельзя было миновать, слѣдуя по М. шляху. "Опричь М. дороги
межъ Донца и Ворскла обходу царю крымскому и большимъ людемъ иной дороги нѣтъ,
опричь Изюмской и Калміонской дороги". Уклониться на з., за Воркслу, нельзя было,
потому что путь "прошли лѣса большіе, и ржавцы и болота есть", а восточнѣе
препятствовалъ Донецъ. Въ этой-то узкости и построена б. кр-сть Бѣлгородъ, закрывавшая
проходъ на с. между Донцомъ и Ворсклой, не допускавшая движеніе противника ни по М.
шляху, ни по путямъ, отходившимъ на с.-з. (Р. О. Платоновъ, Очерки по исторіи Смуты
въ Моск. государствѣ).»


Предлагаю в данной теме объединить усилия по поиску и систематизации информации о воистину великом Пути с юга на север и происходивших на нем событиях. Особенно интересует участок от Тулы до Ливен.
 

Вложения

Велес

Advanced Member
Регистрация
15 Фев 2012
Сообщения
4,531
Реакции
14,682
Муравскій Шляхъ.
«Подъ этимъ названіемъ въ Моск. гос-твѣ б.
извѣстенъ глав. путь, шедшій изъ Крыма къ бер.
Оки. Пройдя на ю. между верховьями Ворсклы и
Сѣв. Донца и далѣе между верховьями Сейма и
Оскола, М. шляхъ направлялся къ р. Быстрой
Соснѣ (карты въ ст. Крымскія войны и Крымскіе
походы), к-рую переходилъ близъ устья р. Ливны.
Отсюда дорога шла между pp. Зушею и Красивою
Мечею, приближаясь съ з. къ верховьямъ р. Упы,
переходила эту рѣку по Костомаровск. броду и
вдоль пр. бер. Упы приводила къ Тулѣ, откуда м. б.
направиться въ любое мѣсто средн. теченія Оки. До
конца XVI в. Моск. гос-тво не строило кр-стей на
М. шляхѣ южнѣе Тулы, предпочитая прикрывать
укрѣпл. пунктами берега р. Упы (Крапивна,
Одоевъ) и Зуши (Новосильскъ, Мценскъ, Чернь),
чтобы препятствовать подходу прот-ка къ Окѣ; и
прорыву въ обл. Заоцкихъ городовъ. Не рѣшаясь
еще строить кр-сти по теченію Красив. Мечи,
прикрывали ближайш. городами (Епифанью,
Веневомъ и Дидиловомъ) Рязанскую обл., а равно
путь на Каширу и Коломну со стороны М. шляха.
Въ послѣдней же четверти XVI ст. Москва рѣшается на болѣе смѣл. предпріятіе:
оборонять теченіе р. Быстр. Сосны, являвшейся преградой на татарск. путяхъ. Вѣроятно,
на это пришлось рѣшиться изъ-за открытія новой сакмы (дороги) — Калмеусской, к-рая
шла на с. восточнѣе р. Оскола, направляясь къ Быстр. Соснѣ. Съ М. шляхомъ новая сакма
связывалась одной изъ своихъ вѣтвей на Ливнахъ, а другими шла на с., восточнѣе гл.
пути, и отдѣльно отъ него переходила Быстр. Сосну на Усть-Черновскомъ, Тальвицкомъ и
друг. бродахъ. Съ 1586 г. возникаютъ на Быстр. Соснѣ Ливны, Елецъ и Черновой
Городокъ. Ливны стали на М. шляхѣ, сосѣднемъ съ Калмеусск. сакмой; Елецъ построенъ
на вост. бродахъ черезъ Быстр. Сосну, прикрывая Крас. Мечу; въ Чернов. Городкѣ стала
промежут. застава. Въ концѣ же XVI ст. южнѣе Ливенъ на М. шляхѣ построенъ
Бѣлгородъ, прикрывавшій одновр-но и отходившія отъ гл. пути Бакасву и Пахнутцову
дороги. Съ постройкой Бѣлгорода б. оконч-но запертъ татарамъ путь къ Заоцк. городамъ.
Опираясь на города, оборонявшіе теченіе Сейма и Быстр. Сосны, Бѣлгородъ стоялъ на
Донцѣ, въ пунктѣ, к-раго нельзя было миновать, слѣдуя по М. шляху. "Опричь М. дороги
межъ Донца и Ворскла обходу царю крымскому и большимъ людемъ иной дороги нѣтъ,
опричь Изюмской и Калміонской дороги". Уклониться на з., за Воркслу, нельзя было,
потому что путь "прошли лѣса большіе, и ржавцы и болота есть", а восточнѣе
препятствовалъ Донецъ. Въ этой-то узкости и построена б. кр-сть Бѣлгородъ, закрывавшая
проходъ на с. между Донцомъ и Ворсклой, не допускавшая движеніе противника ни по М.
шляху, ни по путямъ, отходившимъ на с.-з. (Р. О. Платоновъ, Очерки по исторіи Смуты
въ Моск. государствѣ).»


Предлагаю в данной теме объединить усилия по поиску и систематизации информации о воистину великом Пути с юга на север и происходивших на нем событиях. Особенно интересует участок от Тулы до Ливен.
А вы сами хоть были на нём ? Я думаю по трезвяку явки и пороли не получить .:-X
 

dr.jokomo

Junior member
Регистрация
8 Апр 2015
Сообщения
130
Реакции
467
Был много раз. Он большой, весь не обойти. Я же не о явках и паролях речь веду, и не о конкретных местах поиска, а об исторических событиях и фактах, легендах и историях...

Добавлено через 6 минут 59 секунд
Муравский шлях — один из главных путей нападения крымских татар в XVI-начале XVII веков на Русь.
Муравский шлях, в древности «Солоный путь», пролегал через Дикое поле по водоразделу рек Ворскла, Северский Донец и Сейм, между верховий притоков Оки и Дона через Куликово поле, далее следовал через броды Упы и её притоков до Тулы, где открывалась прямая дорога к Серпухову и переправам через Оку.
Исторически Муравский шлях существовал задолго до его фиксации под этим названием в письменных источниках. Когда с окончанием последнего ледникового периода сформировались речные долины и водоразделы бассейнов рек, близкие по своим очертаниям современным, пути передвижения стадных животных, табунов лошадей, а затем и отрядов кочевников постепенно пришли к тому оптимальному варианту, который просуществовал затем сотни лет.
При перемещении травоядных животных по одному маршруту в течение десятилетий происходил постоянный засев почвы семенами съеденных трав, что вело к формированию специфической растительности в полосе такого воздействия. От окружающего ландшафта такой путь, шириной от сотен метров до нескольких километров, достаточно сильно отличался своим цветом и структурой растительности.
До начала малого ледникового периода в XIV веке, в течение всего малого климатического оптимума степные и лесостепные пути уже получили хорошо сложившуюся структуру и активно использовались разными народами для торговых связей и военных походов. Тогда же произошло формирование и включение в хозяйственный оборот и систему военно-политических связей такого протяжённого географического объекта, как Куликово поле.
Понятия дороги как таковой, в современном понимании, для таких огромных пространств просто не существовало. Были лишь направления, многовариативные пути, более или менее удобные и безопасные для передвижения.
По Книге Большого Чертежа и документам XVI века о станицах и сторожах, Муравский шлях шёл муравой* (по одной из версий отсюда и его происходит его название), избегая переправ через значительные реки, большей частью по безлюдной степи, окруженный по сторонам высокой травой. Муравский шлях пересекал одиннадцать удобных бродов — Каганский, Абашкин, Шебелинский, Изюмский, Татарский и прочие.
Муравским шляхом пользовались также московские и украинские посольские и купеческие караваны, которые пользовались также такими ответвлениями шляха, как Старый и Новый Посольский, Ромодановский, Сагайдачный и другие. На всем этом протяжении было пять сторожевых станиц. Запорожские казаки, в пределах которых тянулся Муравский шлях на расстоянии 200 вёрст, называли его «отвечным, бескрайним».
За первые пятьдесят лет XVI века было совершено сорок три зафиксированных документами крупных набега. Поэтому для охраны от нападений крымских татар была возведена Белгородская засечная черта с крепостями — Ливны (1586), Белгород (1589), Оскол (1586), Валуйки (1599) и другие. После возведения этих крепостей татары стали избегать Муравского шляха. Для набегов татары использовали и обходные пути, прежде всего Кальмиусский и Изюмский шляхи.

Добавлено через 14 минут 13 секунд
А вы сами хоть были на нём ? Я думаю по трезвяку явки и пороли не получить .:-X
Это не просто место или местечко... Это огромный участок местности,сравнимый по площади с парой Франций, а про историю я вообще молчу... О каких явках и паролях Вы говорите?
Там всем на сто лет вперед хватит...
 
Последнее редактирование:

dr.jokomo

Junior member
Регистрация
8 Апр 2015
Сообщения
130
Реакции
467
Тоже не далеко от тех мест...
 

Вложения

Сверху