- Регистрация
- 14 Авг 2009
- Сообщения
- 5,998
- Реакции
- 19,088
Никита бесогон - cвятой мученик Никита, изгоняющий беса, на крестах и иконках из Твери.
Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рек Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке. Сюжет этот давно привлекал внимание исследователей.
И. Н. Четыркин и Н. Г. Добрыкин сделали по этой теме доклады на X археологическом съезде в г. Риге в 1К% г. И. Н. Окунева подробно рассмотрела иконы с изображением св. Никиты бесогона. По мнению ряда исследователей (А. В. Рындиной, С. В. Гнутовой), этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга ХIV-XVI ВВ.[3]. Восходит он к Новозаветному апокрифу "Сказание о Никитиных мучениях" (Житие св. муч. Никиты, Никитино мучение), список которого был впервые открыт А. Н. Пыпиным и издан графом Кушедевым-Безбородко [4].
"Сказание..." известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХVI вв. В настоящей работе использовался список л ХVI в. бывшего Румянцевского музея, опубликованный Н. Тихонравовым [5]. В нем содержится рассказ и Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.
События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергали пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам "кумирским". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол В ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам "кумирским".
Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть "Божьего посланника" испытанию. Что Никита и сделал: «…простре... руку свою, и наступи на шею его... и снем оковы, яже бяху на ноге его... я бьюще дьявола оковами». Дьяволу пришлось несладко, и он признался В своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.
Апокрифами в православии называются произведения церковного содержания, не признаваемые священными; рассматриваемый нами относится к Новозаветным. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в "Индекс" запрещенных книг уже в XVII в. Среди них мы и встречаем наше "Сказание... "
Почти за 600-летнее бытование сюжета о Никите он не оставался неизменным. В христианской культуре пошел процесс слияния всех демоноборцев (архангел Михаил, Исихаил, св. Дмитрий, св. муч. Никита Готский, св. муч. Никита) в единый образ победителя, символизирующий победу христианства над силою язычества (дьяволом) Выражалось это в отходе от буквальной иллюстрации текста апокрифа и приобретении демоноборцами ряда общих черт (одежда, положение и т, д.).
К настоящему времени удалось выявить более 140 носителей изображений св. муч. Никиты. Среди них: рельеф с Дмитровского собора во Владимире (1197 г.). иконы (ХVII-ХVIII вв.). фреска (1502 г.), многочисленные каменные и металлические иконки и кресты, а также деревянная скульптура из Московского Кремля (нач. XVII в.).
В данной работе анализируются кресты и иконки-образки, происхождение которых связано с Тверью и ее округой.
1. Кресты с изображением святого мученика Никиты бесогона
К настоящему времени известно 102 носителя. География находок довольно обширна: Калуга (7), Киев (4), Рязань (4), Смоленск (1). С тверским регионом связано 85 находок: Тверь (67), Старица (7), Белый Городок (5), Ржев (3), Торжок (1). Хранятся они в музеях Твери, Санкт-Петербурга и ряде частных коллекций.
Происходят кресты из подъемного материала в местах сильного разрушения культурного слоя (72), чаще всего это берег р. Волги и археологических раскопок (2).
Картографирование находок позволило выявить места их наибольшего скопления. Для Твери это Затьмацкий посад (район нового стадиона), единичные находки происходят из Кремля, Загородского и Затверецкого посадов и Барминовки. Кроме готовых изделий, среди рассматриваемых крестов 15 экз. не закончены изготовлением (у них не просверлено ушко, не спилены окалина и литики; есть по 2-3 креста, отлитые вчерне и соединенные между собой) или представляют собой брак (т. е. не долито ушко или один из концов). Они происходят из Затьмацкого посада (13 шт.) и Барминовской слободы (2 шт., дореволюционные сборы). С Затьмацким посадом связывают и находку целого комплекса вещей, по-видимому, из размытой мастерской меднолитейщика. Это 18 крестов (14 отлиты вчерне) и, кроме того, 2 небольших медных слитка (?). Найдены они были в XIX в. на берегу р. Волги против церкви св. Бориса и Глеба [6].
Кроме того, при археологических раскопках в Затьмацком посаде в 1990 г. (Е. В. Калинина и А. Н. Хохлов, раскоп N 7) было вскрыто несколько комплексов с отходами бронзо-литейного производства. Среди находок - бракованные крестики, фрагменты тиглей. Комплексы эти можно интерпретировать как остатки бронзо-литейной мастерской.
Три находки из Старицы происходят из слоя разрушающегося кладбища. По совместным находкам удельных монет их можно датировать ХIV-ХV вв. [7).
Находки из Белого Городка [5] тоже происходят из разрушающегося кладбища XVII в.4
Все рассматриваемые кресты с изображением Никиты-бесогона делятся на две большие группы: а) наперсные кресты (их носили поверх одежды) - наиболее крупные среди рассматриваемых (размеры: 88x58 мм, 48x30 мм, 27x17 мм). У нас их 10 экземпляров: Тверь - 6 Старица - 3, Торжок - 1. Изготовлены они, как правило, из сплавов и лишь один (из Торжка) - из кости.
Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников.
По типологии эти кресты делятся на:
- четырехконечные с прямоугольными концами (7 шт.). Большей частью не
опубликованы. Впервые подобные кресты опубликовал А. К Жизневский, ошибочно датировав ХII-ХII вв. [6]. Современными исследователями они датируются ХIV-ХVI вв.
- четырехконечные с округлыми концами (3 шт.). По литературе известны
как псевдоэнколпионы московского типа. Датируются ХV-ХVI вв. [8].
б) нательные кресты. Имеют небольшие размеры: 22x15 мм, 22x11 мм (75 экз.). Изготовлены из медного и свинцово-оловянного сплава, биллона (?).
Изображение св. муч. Никиты (ввиду малого места, чаще всего условное) в центре. По бокам могут быть надписи: "НИКИ", "НИКИТА", "НИКИТИА". Основная масса происходит из Твери (66), также есть находки из Старицы (1), Белого Городка (5), Ржева (3). Кресты из Старицы и Белого Городка происходят из слоя разрушающегося кладбища.
Кресты-тельники могут быть как односторонние, так и двусторонние. На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту ("Кресту Твоему поклоняемся..."). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа "ББББ" - "бич божий биеть бесы").
По типологии они делятся на:
- четырехконечные с прямоугольными концами. Найдены в Твери Ржеве, Старице по берегам р. Волги. Широко опубликованы А. К. Жизневским (датировал их ХVI-VII вв.), Н. Ф. Романченко (датировал ХIV-ХV вв.), В. Г. Пуцко (датировал XVI в.) [8].
- четырехконечные со скошенными боковыми сторонами (2 экз.). Размеры одного из них 22x10 мм (не публиковался).
- четырехконечный крест с расширяющимися лопастями (типа пушечного или австрийского). Размеры (16x12 мм - обломан). Подобной формы кресты известны в Южной Руси [9].
С крестами в русской культуре связан целый комплекс поверий. Они были широко распространены среди населения. Изготовляли их из золота, серебра, дерева, кости, разных металлических сплавов, но более всего из медных. Хоронили чаще всего с медными или деревянными крестами, серебряные и железные на покойника не надевали.
По преданию, наперсный крест с двумя (?) изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии) [10].
Медные кресты даже в кон. XVI в. были весьма дороги и не всякому доступны, о чем мы находим упоминание в Житии преподобного Иринарха Ростовского (XVI в.) [11].
Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рек Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением святого мученика Никиты-бесогона. Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке. Сюжет этот давно привлекал внимание исследователей.
И. Н. Четыркин и Н. Г. Добрыкин сделали по этой теме доклады на X археологическом съезде в г. Риге в 1К% г. И. Н. Окунева подробно рассмотрела иконы с изображением св. Никиты бесогона. По мнению ряда исследователей (А. В. Рындиной, С. В. Гнутовой), этот сюжет наиболее характерен для памятников новгородско-тверского круга ХIV-XVI ВВ.[3]. Восходит он к Новозаветному апокрифу "Сказание о Никитиных мучениях" (Житие св. муч. Никиты, Никитино мучение), список которого был впервые открыт А. Н. Пыпиным и издан графом Кушедевым-Безбородко [4].
"Сказание..." известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХVI вв. В настоящей работе использовался список л ХVI в. бывшего Румянцевского музея, опубликованный Н. Тихонравовым [5]. В нем содержится рассказ и Никите, сыне императора Максимиана. История его уверования в Бога, описание перенесенных им мучений за веру, искушение его бесом, рассказ о его смерти и посмертных чудесах.
События в апокрифе развиваются следующим образом: пять раз подвергали пыткам Никиту, требуя от него отречься и послужить богам "кумирским". Но за безграничную веру Бог провел его невредимым через все муки. Закованным бросили его в темницу. Тут явился ему дьявол В ангельских одеждах и, выдавая себя за посланника Божьего, начал уговаривать послужить богам "кумирским".
Весь в сомнениях мученик обратился с молитвой к Богу, дабы тот помог ему разобраться. И явился ему архангел Михаил, дав совет подвергнуть "Божьего посланника" испытанию. Что Никита и сделал: «…простре... руку свою, и наступи на шею его... и снем оковы, яже бяху на ноге его... я бьюще дьявола оковами». Дьяволу пришлось несладко, и он признался В своих черных замыслах (Поручение Сатаны). Таким образом Никита избавился от дьявольского соблазна и укрепил свою веру.
Апокрифами в православии называются произведения церковного содержания, не признаваемые священными; рассматриваемый нами относится к Новозаветным. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в "Индекс" запрещенных книг уже в XVII в. Среди них мы и встречаем наше "Сказание... "
Почти за 600-летнее бытование сюжета о Никите он не оставался неизменным. В христианской культуре пошел процесс слияния всех демоноборцев (архангел Михаил, Исихаил, св. Дмитрий, св. муч. Никита Готский, св. муч. Никита) в единый образ победителя, символизирующий победу христианства над силою язычества (дьяволом) Выражалось это в отходе от буквальной иллюстрации текста апокрифа и приобретении демоноборцами ряда общих черт (одежда, положение и т, д.).
К настоящему времени удалось выявить более 140 носителей изображений св. муч. Никиты. Среди них: рельеф с Дмитровского собора во Владимире (1197 г.). иконы (ХVII-ХVIII вв.). фреска (1502 г.), многочисленные каменные и металлические иконки и кресты, а также деревянная скульптура из Московского Кремля (нач. XVII в.).
В данной работе анализируются кресты и иконки-образки, происхождение которых связано с Тверью и ее округой.
1. Кресты с изображением святого мученика Никиты бесогона
К настоящему времени известно 102 носителя. География находок довольно обширна: Калуга (7), Киев (4), Рязань (4), Смоленск (1). С тверским регионом связано 85 находок: Тверь (67), Старица (7), Белый Городок (5), Ржев (3), Торжок (1). Хранятся они в музеях Твери, Санкт-Петербурга и ряде частных коллекций.
Происходят кресты из подъемного материала в местах сильного разрушения культурного слоя (72), чаще всего это берег р. Волги и археологических раскопок (2).
Картографирование находок позволило выявить места их наибольшего скопления. Для Твери это Затьмацкий посад (район нового стадиона), единичные находки происходят из Кремля, Загородского и Затверецкого посадов и Барминовки. Кроме готовых изделий, среди рассматриваемых крестов 15 экз. не закончены изготовлением (у них не просверлено ушко, не спилены окалина и литики; есть по 2-3 креста, отлитые вчерне и соединенные между собой) или представляют собой брак (т. е. не долито ушко или один из концов). Они происходят из Затьмацкого посада (13 шт.) и Барминовской слободы (2 шт., дореволюционные сборы). С Затьмацким посадом связывают и находку целого комплекса вещей, по-видимому, из размытой мастерской меднолитейщика. Это 18 крестов (14 отлиты вчерне) и, кроме того, 2 небольших медных слитка (?). Найдены они были в XIX в. на берегу р. Волги против церкви св. Бориса и Глеба [6].
Кроме того, при археологических раскопках в Затьмацком посаде в 1990 г. (Е. В. Калинина и А. Н. Хохлов, раскоп N 7) было вскрыто несколько комплексов с отходами бронзо-литейного производства. Среди находок - бракованные крестики, фрагменты тиглей. Комплексы эти можно интерпретировать как остатки бронзо-литейной мастерской.
Три находки из Старицы происходят из слоя разрушающегося кладбища. По совместным находкам удельных монет их можно датировать ХIV-ХV вв. [7).
Находки из Белого Городка [5] тоже происходят из разрушающегося кладбища XVII в.4
Все рассматриваемые кресты с изображением Никиты-бесогона делятся на две большие группы: а) наперсные кресты (их носили поверх одежды) - наиболее крупные среди рассматриваемых (размеры: 88x58 мм, 48x30 мм, 27x17 мм). У нас их 10 экземпляров: Тверь - 6 Старица - 3, Торжок - 1. Изготовлены они, как правило, из сплавов и лишь один (из Торжка) - из кости.
Изображение св. муч. Никиты может находиться в центральной части креста, в нижней или на обороте. При многофигурной композиции помимо св. Никиты возможны и изображения Спаса Нерукотворного, св. Николы, Распятия, сюжеты 12 праздников.
По типологии эти кресты делятся на:
- четырехконечные с прямоугольными концами (7 шт.). Большей частью не
опубликованы. Впервые подобные кресты опубликовал А. К Жизневский, ошибочно датировав ХII-ХII вв. [6]. Современными исследователями они датируются ХIV-ХVI вв.
- четырехконечные с округлыми концами (3 шт.). По литературе известны
как псевдоэнколпионы московского типа. Датируются ХV-ХVI вв. [8].
б) нательные кресты. Имеют небольшие размеры: 22x15 мм, 22x11 мм (75 экз.). Изготовлены из медного и свинцово-оловянного сплава, биллона (?).
Изображение св. муч. Никиты (ввиду малого места, чаще всего условное) в центре. По бокам могут быть надписи: "НИКИ", "НИКИТА", "НИКИТИА". Основная масса происходит из Твери (66), также есть находки из Старицы (1), Белого Городка (5), Ржева (3). Кресты из Старицы и Белого Городка происходят из слоя разрушающегося кладбища.
Кресты-тельники могут быть как односторонние, так и двусторонние. На оборотной стороне чаще всего - охранная молитва к святому или животворящему кресту ("Кресту Твоему поклоняемся..."). Молитва, как правило, зашифрована в заглавных буквах (типа "ББББ" - "бич божий биеть бесы").
По типологии они делятся на:
- четырехконечные с прямоугольными концами. Найдены в Твери Ржеве, Старице по берегам р. Волги. Широко опубликованы А. К. Жизневским (датировал их ХVI-VII вв.), Н. Ф. Романченко (датировал ХIV-ХV вв.), В. Г. Пуцко (датировал XVI в.) [8].
- четырехконечные со скошенными боковыми сторонами (2 экз.). Размеры одного из них 22x10 мм (не публиковался).
- четырехконечный крест с расширяющимися лопастями (типа пушечного или австрийского). Размеры (16x12 мм - обломан). Подобной формы кресты известны в Южной Руси [9].
С крестами в русской культуре связан целый комплекс поверий. Они были широко распространены среди населения. Изготовляли их из золота, серебра, дерева, кости, разных металлических сплавов, но более всего из медных. Хоронили чаще всего с медными или деревянными крестами, серебряные и железные на покойника не надевали.
По преданию, наперсный крест с двумя (?) изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии) [10].
Медные кресты даже в кон. XVI в. были весьма дороги и не всякому доступны, о чем мы находим упоминание в Житии преподобного Иринарха Ростовского (XVI в.) [11].