Позвольте изложу свое мнение.
Так вот, оценка подлинности по фото не дает 100% результата. Читал ранее, не могу сейчас найти ссылку, в руки видному эксперту по античной нумизматике в одном крупном немецком мюнц-кабинете попал денарий Веспасиана. Он признал его подлинным. Спустя некоторое время на глаза попался другой, в точности имеющий индивидуальные признаки предыдущего. А по фото - это вообще писец. Даже набор инструментальных методов не дает полной гарантии. Удельный вес и пробу можно подогнать. Даже спектральный состав не дает гарантии, можно использовать монетный материал нужной эпохи и времени. Патина - любая может быть воспроизведена, возможно, только "боспорская сетка" исключение. Ниже пара ссылок на статьи где обсуждается эта проблема.
Современные подделки античных монет и методы их определения. Часть II - АНТИКВАРИАТ
antiqueland.ru
Для тех кому лень читать все несколько выдержек:
- Как мы уже писали в первой части этой статьи, наше глубокое убеждение состоит в том, что, если необходимо воспроизвести какой-то предмет с абсолютной точностью, то единственным способом сделать это является точное воспроизведение всей последовательности технологической цепочки изготовления самого подлинника.
Одинаковым может быть лишь то, что сделано одинаково!
- изучение стиля римских монет показывает, что мастера-граверы работали на монетном дворе обычно по 15—20 лет. То есть они совершенствовали свое мастерство годами. Будучи встроенными в поточную систему римского монетного двора и находясь в бесправном положении, они резали штемпеля каждый день без выходных. Наши собственные эксперименты по гравировке (о них речь пойдет ниже) показали, что при определенной сноровке человек может вырезать в день 1—2 штемпельных пары. То есть за 15 лет работы мастер изготавливал до 10 тысяч пар штемпелей! При этом все движения гравера приобретали свой совершенный и отточенный характер. Нумизматы давно подметили, что при смене императора первые месяцы выходили монеты, на которых изображение правителя представляло собой нечто среднее между старым и новым императором. Лично мы склонны объяснять это явление высокой степенью привыкания мастера-гравера к определенной, выстроенной годами системе движений: здесь проявляла себя своеобразная «память рук».
-
Итак, подытожим: римский мастер — резчик монетного двора обладал уникальным талантом, трудился на монетном дворе 15—20 лет без выходных, вырезал за это время около 10 тысяч штемпельных пар и достигал высочайшего уровня мастерства, сформированного в рамках римской художественной школы предельного реализма. При этом он использовал неизвестный сейчас в точности набор инструментов, а портрет императора вырезал со скульптурного образца.
Что всему этому может противопоставить современный резчик-фальсификатор? Очень немногое.
Во-первых, трудно ожидать, что этот человек имеет талант такого же масштаба, как и римский мастер. Хорошие художники - граверы устраивают свою жизнь в наше время совсем неплохо, у них есть все возможности реализовать свой талант в некриминальной области. В этом смысле пример Карла Беккера — характерное исключение, которое лишь подтверждает правило: отец заставил его пойти по другому жизненному пути, пренебрегая его склонностью к художественному творчеству гравера.
Во-вторых, современный резчик не имеет такой интенсивной практики и специализации, которую имел римский мастер. Даже такой самородок, как Беккер, оставил после себя всего... 330 штемпельных пар, которые к тому же имитировали монеты совершенно разных эпох, стран и народов (римляне, греки, вестготы, каролинги, германские государства). При такой невысокой интенсивности работы и разбросанности тем, ни о каком доведении до совершенства и автоматизма своего искусства говорить не приходится. А потратить свою жизнь для доведения себя до такой же высоты владения резцом и такой же степени изнурения рабским трудом, как это было у римского мастера-раба, сейчас охотников мало.
В-третьих, принципиально различаются условия работы: римлянин вырезал со скульптурного прототипа, а современный фальсификатор — в лучшем случае с образца подлинной монеты, в худшем случае (если монета редкая) — с фотографии в каталоге. Не зная, какими инструментами пользовался античный мастер, современный гравер использует свой набор.
Выполненное по-разному и выглядит также по-разному.
И, наконец, древний мастер жил в своем времени, он вживую видел вещи, дома, людей, которые его окружают, и естественным образом изображал их на монетах. Современный резчик — дитя своего времени, он живет в своем вещном мире и не может точно представлять, как это все было две тысячи лет назад. Отсюда неизбежные ошибки. Известен курьезный случай подделки, в которой римская цифра «четыре» была выполнена как «IV», хотя хорошо известно (но не фальсификатору), что римляне писали «ПП», а пресловутая «IV» — дитя нового времени. Кроме всего, есть еще и художественный стиль, характерный своему времени.